НАДО ИДТИ ДО ПОБЕДНОГО
Что помогает держаться на плаву?
Они учились в одном профучилище, Александр получил специальность плотника, Ольга — повара и швеи. Правда, работать по специальности им не довелось. Александр несколько лет управлял большегрузной машиной в Выксе, а жена и поныне работает продавцом в Кулебаках, где они живут.
— Вообще, всегда мечтал заниматься сельским хозяйством, — признается Александр Соколов. — Когда наступил очередной кризис и не стало работы, пришел в управление сельского хозяйства и попросил в аренду двор разорившегося предприятия. А мне предложили колхоз…
Так он стал председателем СПК «Кулебакский». Дела в хозяйстве пошли в гору.
— Старался собственным примером вдохновлять людей, и они шли за мной, — продолжает Александр Петрович.
А спустя семь лет после того как он возглавил предприятие, некоторые работники начали требовать свои паи. Тогда решил уйти. Через некоторое время развалилось и хозяйство.
Он выкупил 62 коровы в обанкротившемся отделении СПК, заняв денег у друзей, а дворы взял в аренду. Завел и свиней — около 100 голов. Помогали старший брат и друг. На ферме пропадали с утра до позднего вечера.
В прошлом году конкурсный управляющий начал продажу помещений, и Александру ничего не оставалось, как приобрести их. Хотел взять кредит, но в банке одобрили лишь 24 тысячи, пришлось продавать животных. Оставил лишь несколько голов.
— Поголовье со временем нарастим, а помещения нельзя было упустить, — рассуждает фермер.
Ему снова пришлось начинать практически с нуля. Помогала жена.
— А что делать?! — вспоминает Ольга. — Доярка напилась и не вышла на работу, муж приехал за мной. Жалко было коров. Конечно, первый раз я боялась даже подходить к ним, но потихоньку привыкла. Потом и отёлы не страшно стало принимать.
Фермерские владения находятся в селе Саваслейка недалеко от Кулебак. Помещение большое, а животных пока мало — всего 12 голов, в том числе четыре теленка.
— Надо ремонт делать — менять окна и полы, — говорит хозяин. — На сеноскладе во время урагана сорвало крышу… Но на всё денег не хватает. А этого поголовья пока нам достаточно. В дальнейшем, если будем брать кредит, то только на элитных, высокопродуктивных коров…
Кстати, молоко возят в Муром, есть договоренность и с социальными учреждениями в своем районе, куда тоже поставляют продукцию.
Ещё на ферме содержится лошадь по кличке Зорька. Это любимица хозяев, которую они балуют сладостями.
— Зимой не надо трактор заводить, запряг Зорьку — и поехал, ей сугробы нипочем, — говорит Александр Соколов. — Да трактор и вообще может не завестись в морозы, а молоко нужно каждый день развозить. И корма на лошади возим. Многие просят продать ее, хорошую цену предлагают, но мы ни за какие деньги не расстанемся с ней.
Сено в фермерском хозяйстве заготавливают сами — есть трактора, косилка и пресс. Правда, трактора — старые, видавшие виды. Ремонтируют их здесь же. Александр не нанимает работников и на период сенокоса — сам косит.
Отдыхать супругам некогда, приходится крутиться.
— Тяжело пока и прибыли никакой, — признается Александр Соколов. — Бывают такие минуты, когда говорю жене: «Всё, хватит, вызывай скотовозку». А придешь утром на ферму — теленок появился, коровы тянутся, становится жалко. И опыта уже набрались, попытаемся ещё развить…
Родители уверены, что сыновья будут им помощниками. Восемнадцатилетний Илья учится на ветеринара в Работкинском сельхозтехникуме, младший Кирилл заканчивает восьмой класс.
— Любит играть в ферму на компьютере, — смеется отец. — Так что растет будущий фермер. А старший хочет после учёбы пойти служить в армию. Мы не против, мужчина должен служить.
— Живем ради детей, надо им что-то оставить, — говорит Ольга Валерьевна. — Бросать жалко, да и столько денег вложено.
— Раз взялись, надо идти до победного, — итожит Александр.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.