КУДА КАЧНЁТСЯ МАЯТНИК

Планировать развитие производства мешает непредсказуемость рынка

Есть у Станислава Караганского мечта-идея. Задумал он открыть школу, где можно будет пройти экспресс-курс по птицеводству. Пара-тройка уроков — и базовые знания есть. Идея возникла не на пустом месте. Вот уже несколько лет Станислав Александрович поставляет жителям области не только утят, индюшат, кур-несушек… Обращению с пернатыми не каждый обучен, и к партии домашней птицы покупателям выдают памятку. В ней прописано: чем кормить, в каких условиях содержать, что делать, если налицо признаки недомогания.

— Заинтересован в том, чтобы у людей, решивших разводить птицу, всё получилось, — говорит Караганский. — Сейчас время услуг. Конкуренция на рынке приличная, и преимущество есть у того, кто не только качественный товар предлагает, но и думает об удобстве для покупателя.

На старте

Десять лет назад Станислав Караганский ещё работал на Павловском комбикормовом заводе. Отвечал за продвижение и реализацию продукции. Получалось. Тогда и пришло решение отправиться в самостоятельное плавание.

— Открыл своё предприятие. — вспоминает он. — В Арапове Богородского района купил пустующее помещение, установил оборудование. Дело пошло…

На стороне начинающего предпринимателя — опыт работы, коммерческая жилка, сформированная клиентская база и весомый багаж профессиональных знаний. Станислав Караганский окончил Работкинский техникум по специальности «ветеринария», потом зоотехнический факультет одного из московских вузов. Экономическое образование получил в Нижнем Новгороде.

Комбикорма продавал по области и в соседние регионы — Чувашию, Марий Эл. Благодаря клиентам из этих республик хозяйство приросло ещё одним направлением.

— Фермеры занимаются продажей подрощенного молодняка птицы, — рассказывает Караганский. — В нашей области ниша была свободна. Почему бы не занять?

К первому — второе

Приобрёл в том же Арапове несколько животноводческих помещений — к тому времени колхоз в селе прекратил существование. Отремонтировал их, переоборудовав под птичник. Пригласил на работу местных жителей.

На бумаге путь от решения до его воплощения в жизнь получался очень коротким — всего несколько предложений. На деле же ушло несколько месяцев. Каждый день был наполнен хождением фермера по инстанциям.

— Электричество нам провели без проблем, — говорит Станислав Александрович. — Благодарен руководителю Богородских электросетей, помог. В водоканале за подключение к трубопроводу такой счёт выставили, что решил бурить свою скважину. Тогда расстроился, а сейчас радуюсь: лучшего варианта и быть не могло. Вода своя, ни от кого не зависим. Газ хотел провести — газопровод за забором. Посчитали, во сколько подключение обойдётся, получилось 1 миллион 100 тысяч рублей. Из них 600 — за подготовку проектной документации. Подумал, что и так топимся неплохо. На отопление 600 тысяч в год трачу — уголь покупаю, дрова, баллонный газ.

С убойным отделом

— Здесь инкубатор на 45 тысяч яиц, — показывает Станислав Караганский. — Все параметры задаются автоматически. Но всё равно кто-нибудь дежурит. Ситуации разные бывают. К примеру, электричество отключат, тогда нужно за считанные секунды переключиться на дизель-генератор. Иначе 5-10 минут — и ещё не вылупившиеся птенцы погибнут…

Допустить этого никак нельзя. Будущие индюшата едут в Арапово из Канады и Франции. Покупают инкубационные яйца и на Ставрополье, фермер работает с отечественными селекционерами. Но у зарубежной птицы есть одно неоспоримое преимущество — размер. Канадский индюк набирает до 30 килограммов веса, российский — до 17.

— При этом цена на инкубационное яйцо отечественное и импортное примерно одинаковая, — говорит Станислав Александрович. — Но что мне нравится в российской птице, она адаптирована к нашим условиям, меньше подвержена заболеваниям…

Пройдёт несколько суток — и из яиц, что дозревают в инкубаторе, появятся птенцы. Эта пора в хозяйстве самая беспокойная. Караганский даже домой не ездит, днюет и ночует в птичнике.

— Тут любая мелочь может стать роковой, — объясняет Станислав Александрович. — Температура, влажность — всё имеет значение. А поскольку я не только начальник, но и единственный ветеринар и зоотехник в хозяйстве, то мне карты в руки.

Сейчас в хозяйстве реализуют кур-несушек, комбикорма и премиксы. Первые машины за птицей подъезжают в апреле и тянутся до конца июня. Летом в основном покупают индюшек и уток черри-велли. Последние — хоть и водоплавающие, но могут вполне комфортно существовать без водоёма.

Ту птицу, что не удастся продать, выращивают на убой. Это третье направление деятельности хозяйства, пока последнее. Оно появилось три года назад. Продукцию поставляют в кафе и рестораны, школы и детсады, даже в английское посольство.

— Удобнее всего работать с госучреждениями, — считает Станислав Александрович. — Контракт на поставку мяса заключаем долгосрочный, цена прописана. Никаких неприятных сюрпризов. Можно спокойно планировать работу.

Но поставляемая продукция должна быть сертифицирована. Потому в хозяйстве открыли цех, где разделывают и упаковывают тушки птиц.

Со спортивным интересом

Хозяйство Караганского теперь уже крепко стоит на ногах. Экономические вихри могут покачнуть, но не сломать.

— Создал подушку безопасности, — говорит фермер. — Оборотные средства, запас кормов на 8-9 месяцев и сырьё для производства комбикормов. Чувствую себя спокойно…

Но можно было бы её, эту подушку, пухом побольше набить. Рынок непредсказуемый, неизвестно, в какую сторону маятник цен качнётся. К примеру, в 2016 году за тонну премикса покупатели давали 700 тысяч рублей, сейчас — 250 тысяч. Или взять международную обстановку. Курс доллара вновь устремился вверх. А из-за рубежа не только инкубационные яйца поставляют, но и витамины, белки, аминокислоты… Без этого птицу не вырастишь. В России же пока такой продукции не производят. Обратился Станислав Караганский в банк за льготным кредитом. Год прошёл, деньги так и не получил.

— Подал документы, — рассказывает он. — Всё хорошо, говорят, только донесите ещё одну бумагу. Принёс. А вот тут запятая не на месте поставлена, переделайте. И так месяц за месяцем. Мне уж и деньги-то не особо нужны. Но из спортивного интереса не отступлюсь. Почему не одобрить кредит? На рынке не первый год, в производство вложены собственные средства. Как индивидуальный предприниматель ответственность несу всем своим имуществом…

Заемные деньги, конечно, не помешают. Тогда и о расширении производства можно было бы подумать.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Богородский район.