РАСПУТАТЬ ДОРОЖНЫЕ ПУТЫ
Решение проблемы на поверхности, но реализация его всё откладывается
Мы поставили эксперимент: от центра Нижнего Новгорода до деревни Полом в Семёновском округе, а это без малого 100 километров, доехали за 1 час 20 минут. От Полома до Перелаза, одного из пунктов нашего маршрута, добрались за полчаса. Хотя расстояние — всего ничего, 7 км. На этом можно было бы завершать репортаж с места о плохих дорогах. Но нас ждали люди. Обмануть никак не могли. Их и так уже не раз подводили.
Предыстория
Звонок в редакции раздался накануне майских праздников. На проводе — Екатерина Кукушкина, жительница деревни Перелаз.
— У нас отменили рейсовый автобус, — в трубке взволнованный голос. — Снег сошел, под ним дорога в ямах и рытвинах. Водители отказываются к нам ехать. Помогите! Несколько деревень остались без автобусного сообщения.
Спустя пару недель набираем номер Екатерины, не отвечает. Решили зайти с другой стороны и узнать, как развивается ситуация, в Ивановском территориальном отделе округа. Именно в него входит Перелаз.
— Автобусное сообщение восстановлено, — отрапортовал Денис Барыбин, руководитель отдела. — На территорию выезжала комиссия, дороги обследовали, ямы засыпали щебнем. Вскоре приступят к ямочному ремонту.
Вот так диво-дивное, обрадовались мы, всего-то две недели прошло, а людей не только услышали, но и устранили проблему, судя по всему, существовавшую не один год. Получается, всё, на что обращал внимание президент страны Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию, а позже в своем выступлении на инаугурации, а именно ремонт дорог, внимательное отношение к людям, в Семёновском округе выполняют с точностью. Однако радость была преждевременной. Дозвонившись до Екатерины, выяснили: ямы хоть и засыпали, да не все, щебень из них вылетает, а автобусное сообщение восстановили не полностью.
Ну что ж, пора в дорогу.
Пункт первый. Перелаз
— У нас тут хорошо, — говорит Александра Цветкова. — Тишина, покой… А воздух! Чувствуете? Можно на куски резать — густой, насыщенный. Черемуха цветет, аромат — упоительный. Эх, если бы не дороги…
Последнюю фразу слышали в тот день десятки раз. Да мы и сами убедились: дороги и до Перелаза, и по самой деревне никуда не годятся. Есть участки, где асфальт сошёл полностью, вместо него — слой щебня. Надолго ли?
— Живу здесь с весны, — продолжает рассказ Александра Афанасьевна. — Зимой в Нижнем Новгороде. В Перелазе от родителей дом остался, в нём и проводим лето. Дочка из областного центра приезжает, навещает. Не каждый выходной, конечно.
Дочь могла бы приезжать и чаще, если бы не дороги. Или реже, опять же, если бы не дороги. Собираться в путь каждую субботу не позволяют практические соображения — на семёновских колдобинах машину угробить запросто. Но и совсем не навещать маму нельзя. В апреле, когда отменили автобус и автолавка перестала ездить (магазина в Перелазе нет), она две недели была без продуктов. А ситуация вполне может повториться.
— У меня двое детей учатся в Поломе, — присоединяется к разговору Оксана Трушникова. — Каждое утро за ними приезжает школьный автобус. Весной, когда вместе со снегом сошел асфальт, боялись, что за ребятишками транспорт не придёт. Автобус новый, посадка у него ниже, чем у обычного «ПАЗа». И уж если рейсовый автобус отменили, то и школьный вполне могли.
— Лесовозы масла в огонь добавляют, — выражает общее мнение Юрий Никонов, он из Нижнего Новгорода, в Перелаз приезжает летом. — Пробовали разговаривать с лесозаготовителями — говорят, что налоги платят, так что имеют полное право ездить, где хотят. А раньше тяжелый транспорт всегда за деревней ходил.
С Юрием Владимировичем разговорились, пока он ждал автобуса — в Семёнов собрался по делам. Раньше общественный транспорт от деревни до города курсировал трижды в день. Теперь число поездок сократили до двух.
— Года два на этом маршруте работаю, — рассказывает Владимир Марашёв, водитель Семёновского автопарка. — Кочки не успеваю запоминать, то и дело новые появляются. Ездить по такой дороге никаких нервов не хватит. А я пассажиров везу, от меня зависит их жизнь и безопасность. Да и автобус жалко, он хоть и железный, но не всякое железо такие колдобины выдержит.
Пункт второй. Яндовы
Из Перелаза отправились чуть дальше, до деревни Яндовы. У автобусной остановки уже собралась небольшая демонстрация.
— Ждем вас с нетерпением, — начала разговор Елена Муравьева, староста деревни. — Напишите о нас. Куда только не обращались, толку нет.
В прошлом году пришла бумага из правительства области. К осени, согласно документу, должны были завершить ямочный ремонт, а в 2019-м положить новый асфальт. Однако заплатки поставили всего на паре колдобин у деревни Полом. И всё.
— В последний раз дорогу у нас ещё при коммунистах ремонтировали, — машет рукой Надежда Манигина. — Так с тех пор ни одно десятилетие прошло. Не удивительно, что она в таком состоянии.
Впрочем, про дорогу с твёрдым покрытием в Яндовах нужно говорить условно. Потому как на автобусной остановке — а это самое начало деревни, — асфальт заканчивается. Дальше деревянный мост, не вчера сделанный, — но это не мешает лесовозам лихо мчаться по нему, — и грунтовка. Почвы в Яндовах не самые лучшие — песок да глина. Представьте, в какой кисель превращается дорога после самого незначительного дождя! А если по ней ещё и тяжеленные лесовозы не один раз в день курсируют? Вообразите глубину проблемы и колеи.
— И до кладбища ведёт такая же дорога, — вводит в курс дела Нина Акимова. — Перед Пасхой ходили туда в болотных сапогах. А городские на джипах приезжали, буксовали. Хорошо, у нас в деревне трактор есть.
— У нас тут ещё чего придумали, — это уже жители возмущаются хором. — Говорят, автобус будет ходить дважды в неделю. Мол, проведут опрос, каждый определит удобные для себя дни. Ответы проанализируют и на основании этого составят расписание. А как день угадать день? Можно ли предвидеть, когда тебе, к примеру, врач прием назначит? Пусть деревня наша не такая уж большая — на зиму семей двадцать остается. Но ведь и мы жить хотим. По-человечески.
Остановки по требованию
Думали, наше дорожное расследование на этом и завершится. Но не тут-то было. Возвращаясь через Перелаз, увидели ещё одно собрание. Люди явно поджидали нас. О чём тут же и сообщили.
— Даже при царе-батюшке дороги были лучше.
От истины это утверждение ушло недалеко. Раньше в округе все пути булыжником мостили, благо природный камень здесь в достатке. Следы его и сейчас разглядеть можно. На некоторых участках дорога, будто гигантская рыба, ощетинилась, выпирает хребтом из булыжника. Видно, когда-то асфальт положили прямо на него.
— Дозвонились в приемную президента, — рассказывает Светлана Севахина, староста Перелаза. — Говорят, в администрацию Семёновского округа пришел оттуда ответ. Уж несколько недель назад. Но что в нём., не знаем.
Пожалуй, жителям Перелаза не мешало бы позвонить в приемную президента ещё раз и рассказать, что нет здесь нормальной мобильной связи. Чтобы куда-то дозвониться, приходится в буквальном смысле бегать по деревне, устремив руку с телефоном вверх. Про интернет уже никто и не мечтает, хотя в Перелазе есть школьники, студенты, а им свободный выход в сеть жизненно необходим.
— XXI век на дворе, а у нас еще начало XX, — подводят итог жители деревни. — Ощущение, что на нас рукой махнули. А мы ведь не умерли.
Такое же чувство регулярно возникает и у жителей деревни Анниковка, о чём сообщили Галина Мадам и Зинаида Большакова, и у тех, кто обосновался в поселке Льнозавод, об этом рассказала Светлана Бесчастнова. Причина та же: дороги. И главное — люди не знают, когда ситуация изменится и изменится ли вообще.
В поисках ответа на мучающий сотни людей вопрос обратились в администрацию Семёновского округа.
— Дважды выезжали на место, — рассказал Сергей Бербер, заместитель главы администрации. — В обследовании дорог принимали участие и сотрудники ГИБДД, и организация, обслуживающая транспортные пути. Подготовлен протокол, его направили в Главное управление автомобильных дорог области. Согласно документу, на обслуживающую организацию должны наложить штраф за ненадлежащее содержание транспортных путей. Что дальше? Сказать не могу. Дорога областного значения, ремонтировать на свои средства её не можем. Надеемся, что из региона поступит необходимое финансирование.
И мы надеемся. И люди надеются.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Валерио ПАТРУККО.
Семёновский округ.