Несданный экзамен
Ученикам девятого класса общеобразовательной школы в апреле предстояли пробные экзамены по русскому языку и математике. Таково очередное нововведение в системе образования. Пройдя пораньше пробные испытания, ребята могли до основных экзаменов еще подучить предметы.
Местом для пробного испытания была определена районная средняя школа. Девятиклассник Игорь Б., живший в отдаленной деревне, посчитал, что до села, откуда ребят на машине повезут в райцентр, он вовремя не доберется, и собрался на экзамен на день раньше.
Переночевать решил на полпути, у старшей сестры, а это в шести километрах от родной деревни. В те дни на этой дороге застревали даже тракторы.
Утром до райцентра его довез муж сестры, так что на экзамены Игорь приехал вовремя.
До этого он почти неделю не появлялся в своей школе. Из деревни туда было просто не пройти. Весенняя распутица перемесила дорогу.
Трудно сказать, повлияли ли вынужденные прогулы на исход экзаменов. Учителя говорят, что не должны: необходимая программа была уже пройдена. Но за те дни, что Игорь не был в школе, ребята получали последние наставления. По крайней мере, психологически они к экзаменам были готовы. Результаты экзаменов показали, что у этих ребят знания оказались одними из лучших в районе.
Из шестерых девятиклассников один пробный экзамен на двойку сдал ученик Е., а неуд за оба экзамена получил Игорь Б. У остальных оценки были положительные.
Стали ли для Игоря трагедией эти двойки?
– Мы не раз говорили ребятам, чтобы они не переживали. Цель пробных испытаний – выявить пробелы в знаниях, которые до обязательных экзаменов можно ликвидировать, – говорит директор сельской школы, где учился парень.
– Еще объявляли, что если кто не сдаст даже обязательный экзамен, то будет пересдавать его в родной школе, – вторит классный руководитель девятиклассников. – Не было у Игоря причин для того, чтобы не справиться с собой из-за экзаменов!
– Мы тоже не заметили, чтобы Игорь сильно переживал, узнав о двойках, – рассказали одноклассники. – Он пришел в школу и даже присутствовал на праздновании дня рождения нашей одноклассницы, где мы пили чай и ели торт. В то, что потом случилось, мы долго не могли поверить.
Дрогнуло сердце…
После пробных экзаменов Игорь вместе с одноклассниками ездил в центр занятости населения на учебный семинар. Ребятам говорили, какие профессии они могут получить после окончания школы, куда могут пойти учиться.
Кто знает, как повлияла эта поездка на Игоря? Не вообразил ли он, что из-за несданных экзаменов даже девятилетку закончить не сможет? Можно предположить, что семинар обострил ситуацию, хотя разве в чем-то можно упрекнуть работников центра. А вот надо ли было после перенесенной психологической травмы посылать Игоря на этот семинар?
Вернувшись из поездки, девятиклассники разошлись и разъехались по домам. Игорь побрел напрямую в свою деревню. По дороге сосед попросил помочь ему вытащить семенную картошку из погреба. Парень помог.
Когда пришел домой, лег на диван и долго лежал. Затем встал и вышел в сени. Его не было довольно долго, и мать забеспокоилась.
У нее дрогнуло сердце, почувствовав беду… Выбежала в сени, открыла дверь в огород. Было еще светло. На черемухе возле бани висел ее сын…
Игорь не оставил никакой предсмертной записки, более того, даже стер с мобильного телефона все «эсэмэски» и номера. Ушел из жизни, ни с кем не простившись, никого в своей смерти не виня и не объясняя причин. Но какую же боль надо было ощутить в душе, чтобы это сделать!
«Не могу понять!»
– У Игоря есть еще старший брат и пять сестер, все его любили. Домашними делами старались не перегружать. В этом году он дважды переболел воспалением легких, и гемоглобин был пониженным, – говорит мама погибшего подростка. – В школу сын ходил с удовольствием, хотя учился в основном на тройки. Старший брат как-то, приехав с заработков, подарил ему мотоцикл, старшие сестры тоже о нем заботились. Семья наша небогатая, отца нет. Я социальный работник, зарплата невысокая. Но в голоде дети не жили, пригляд за ними всегда был…
А может быть, причиной ухода Игоря из жизни стала юношеская любовь?
– Не верю ни в какие любовные переживания сына, ведь он был еще ребенок, – говорит мать. – Просто решил, что станет второгодником – один из всех.
Полоса препятствий
Мне пришлось идти в апреле в деревеньку, где жил Игорь, и почти с первых шагов поняла, что обрекла себя на кошмар. Сначала дорога шла мимо свалки по лугу, потом началась низина, кочки, спуск в овраг, вода в низине… На взгорке за посадками берез и елей открылось огромное поле озимых со следом трактора, и вот по этому следу, иногда с трудом вытаскивая ноги из раскисшей пашни, я шла долго, и казалось, что полю не будет конца.
Снова низина, снеговые проталины, под прошлогодней травой мелкие водяные «озерца», потом ручей с мостиками, гора… И уже на этой горе – деревня.
Девять лет ходил Игорь этой дорогой в школу. Весной, осенью – грязь, вода, проталины, зимой – холод, ветер, снег… Наверняка из-за этого он и болел.
Как ходили дети из деревни в школу в прошлую зиму, трудно и представить. Никакой трактор не «осилит» овраг! Снегопады же обрушивались на землю постоянно, и, как сказала мама Игоря, кое-где детям приходилось ползти по снегу.
Не просто годами учебы были эти девять лет для Игоря Б., а еще и постоянным преодолением полосы препятствий.
И после всего этого не сдать экзамен…
Психика не каждого школьника выдержит перипетии такой учебы. Разве мало в последнее время мы читали о «жертвах» ЕГЭ? Ребята уходили из жизни, не сдав экзаменов, к которым они не были готовы прежде всего психологически.
Галина ТЮЛИНА.
P. S. Мы не называем настоящие имена и населенные пункты. В этой истории еще предстоит разобраться. Следственный комитет России по Нижегородской области после проведения проверки по факту гибели подростка сначала вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но позже оно было возбуждено по ст. 110 УК РФ – «Доведение до самоубийства». Ведется предварительное расследование.