Posted in дети
18.07.2011

Их надо беречь

СЕЙЧАС готовятся учебники и пособия для преподавателей-психологов. Планируется обучить школьников справляться с проблемами.
В самом министерстве, правда, о намерении ввести новый предмет не говорят. Но известно, что в конце прошлого года и. о. директора ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Зураб Кекелидзе и министр образования и науки Андрей Фурсенко обсудили эту идею и решили претворить ее в жизнь.
– Существует множество причин возникновения депрессии у детей и подростков, – говорит автор книг по детской и взрослой психологии Инна Мальханова. – У них может возникнуть чувство неполноценности и неадекватности в школе, например, из-за учебы или конфликтов. Если семья и друзья не помогают улучшить ситуацию, устранить чувство изолированности, у подростка может возникнуть депрессия.
– Какие подростки более склонны к этому?
– Склонны те, у кого в семье уже были случаи депрессии. Если родители считают, что отпрыск страдает от депрессии, необходимо найти специалиста, способного помочь в данной ситуации.
– Каковы симптомы детской и подростковой депрессии?
– Часто у тех ребят, которые испытывают депрессию, наблюдаются кардинальные изменения в поведении и образе мыслей, они теряют мотивацию и изолируются от общества. Основными симптомами являются потеря интереса к еде или, напротив, переедание, бодрствование ночью, а днем сон, бунтарское поведение, плохая успеваемость в школе или отказ ходить в школу, печаль, возбудимость.
А вот мнение заведующего учебно-производственной лабораторией факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета Владимира Чернушевича:
– Бывает, школьники решаются убить себя оттого, что не видят социального лифта. То есть не верят, что в жизни чего-то добьются. У них имеются для этого причины. Сегодня выбиться в люди без денег и связей крайне сложно.
– Каким образом можно уменьшить число детских и подростковых суицидов?
– Необходимо создать в школах полноценные психологические службы. Сегодня там на несколько сотен учащихся один психолог. Для каждой школы нужно определить необходимое количество психологов, которые станут работать не только с учениками, но и с педагогами и родителями.
– Произойдет ли в ближайшие годы увеличение числа самоубийств несовершеннолетних?
– Сегодня их настолько много, что увеличиваться уже некуда. Думаю, что число этих ужасных случаев останется прежним.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов считает:
– Если школьник сводит счеты с жизнью, виноваты в этом те, кто находились рядом и не заметили состояния, в котором он пребывал. Педагоги не должны нагнетать обстановку, она и без того нервозная. Дети переживают и не всегда справляются со своими переживаниями. Даже в тех школах, где есть психологи, они либо не выполняют свою работу, либо совмещают ее с другой.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. В России за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста – до 20 процентов суицидальных попыток совершают дети и подростки.
– Думаю, что многие дети принимают решение уйти из жизни из-за недостаточного внимания родителей, из-за обид, нанесенных кем-то. Часто самоубийства происходят в неполных семьях. Мне было 14 лет, когда мой папа ушел на фронт и не вернулся. Мне не хватало общения с ним. С мамой я не могла быть такой откровенной, – говорит председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
– Что нужно сделать, чтобы дети не убивали себя?
– Оберегать их, помнить о них.
Специалисты говорят, что причины, побуждающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является нарушение взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.

Виталий СЛОВЕЦКИЙ.