Posted in Благовест
03.08.2017

Где водою сморена смородина

Его знали как комсомольского поэта. Поэзия его была могучей, основательной. Он был кержак, в нем старина боролась с современностью. Иногда она побеждала, хотя нельзя упрекать автора в поклонении старине. Просто кержацкие корни  диктовали ему образ жизни. Он был всегда прям и честен, говорил то, о чем другие молчали. Его поэзию признали кулацкой. А как он мог отречься от того, на чем был воспитан? Как же он, вдруг, стал комсомольским поэтом? Что, эту кулацкую жилку в нем не распознали бдительные современники? Не выявили вовремя?Он писал стихи о своих современниках. Начинал в горьковской  «Ленинской смене» и продолжал в Ленинграде. Заблуждался? Скорее, сравнивал… Ему нравилась трудовая молодежь, выбирающая свой путь в жизни. Он воспевал ее, не забывая и о своих кержацких корнях.Борис Петрович Корнилов разделил судьбу тысяч людей, попавших в жернова репрессий…

К 15-й годовщине Октября на киностудии «Ленфильм» готовили к выходу кинокартину «Встречный». Хотя и название романтическое, и фильм был о молодежи, но встречным был план, который брал коллектив завода в дополнение к государственному.

Вся кинофабрика болела за картину, а особенно руководитель группы, старый большевик Адриан Пиотровский. Считалось, что ленинградские кинематографисты как бы включались этим фильмом в трудовую пятилетку — становились ее героями.

Но какой же фильм без хорошей песни, которую должна подхватить вся страна? По замыслу к фильму требовалась песня маршевая, задорная, полная рабочего энтузиазма.

Адриан Пиотровский предложил пригласить для ее написания молодого комсомольского поэта Бориса Корнилова. Дарование у этого поэта было самобытное, яркое, наполненное силой молодости. Он ведь и сам по рекомендации укома комсомола, оставив глухое прикерженское село, где рос, уехал в Ленинград на учебу. Здесь сразу же привлек к себе внимание певучими, задиристыми стихами.

Борис Корнилов согласился написать песню, хотя никогда этого не делал. Но надо дерзать, пробовать, убеждал его старый большевик.

Через несколько дней слова были готовы:

Нас утро встречает

прохладой,

Нас ветром встречает река.

Кудрявая, что ж ты не рада

Веселому пенью гудка?

 

Написать музыку попросили молодого композитора Дмитрия Шостаковича. Через многие годы он признается: «Я считаю Бориса Корнилова выдающимся нашим поэтом. Любил и люблю его произведения».

Фильм, как и полагалось, вышел к юбилею, и вся страна запела:

 

Не спи, вставай, кудрявая!

В цехах звеня,

Страна встает со славою

На встречу дня!

 

На пять последующих лет имя Бориса Корнилова стало популярным, а потом…

О поэте суждено было забыть. Навсегда.

Песню петь продолжали, но в сборниках было указано только имя композитора.

Борис Петрович Корнилов, как уже было сказано, разделил судьбу тысяч соотечественников, попавших в жернова репрессий.

В дом Корниловых пришли первые письма. «…Борис Петрович восстановлен в правах члена Союза писателей…» Из загса Куйбышевского района Ленинграда поступило свидетельство о смерти. В графе «Причина смерти» стоял прочерк.

И всё, успокоиться бы землякам. Больше никто косо не смотрит на мать поэта, сестру Александру Петровну.

Но где-то в архивах лежало дело поэта…

Дело Корнилова начиналось документом, который, по существу, и вынес ему приговор. Один из издателей написал отзыв на его стихи:

«Ознакомившись с данными мне для анализа стихами Б. Корнилова, могу сказать следующее. В стихах много враждебных нам, издевательских над советской жизнью, клеветнических и т. п. мотивов. Политический смысл Корнилов выражает в прямой, ясной форме, протащив их под маской «чистого лирического» стихотворения, под маской воспевания природы и т. д. Несмотря на это, враждебные контрреволюционные мотивы в целом ряде случаев звучат совершенно отчетливо и недвусмысленно.

Они отчетливо прорываются во многих стихотворениях, они являются лейтмотивом некоторых стихотворений целиком…»

Борис Петрович Корнилов был арестован 20 марта 1937 года, а через год расстрелян.

После смерти «вождя народов» его реабилитировали одним из первых, не найдя в деле состава преступления.

Вот этим делом и заинтересовался семеновский краевед Карп Васильевич Ефимов. Именно оно могло содержать страницы биографии поэта, которые долгое время были неизвестны. И началось хождение по мукам.

Ответы на большинство запросов приходили отрицательные: «Ничего не известно», «Допуск не разрешен», «Все возможное сообщено родственникам». Так продолжалось до тех пор, пока очередное письмо краеведа не попало в руки генерала, земляка поэта.

И вот Карп Васильевич Ефимов держит в руках «Следственное дело № 23229 по обвинению Корнилова Бориса Петровича».

В первый же день ареста его допросили.

«Вопрос: Следствие располагает данными о том, что вы до момента ареста вели контрреволюционную работу. Дайте показания по этому поводу.

Ответ: К советской системе я относился отрицательно. В беседах с окружающими я высказывал свои контрреволюционные взгляды по различным вопросам политики партии и советской власти.

Подвергал контрреволюционной критике мероприятия партии и правительства в области коллективизации сельского хозяйства, искусства и литературы и др. Кроме того, я являюсь автором ряда контрреволюционных литературных произведений, к числу которых относятся: «Елка», «Чаепитие», «Прадед». Во всех этих произведениях я выражал сожаление о ликвидации кулачества, давал контрреволюционную клеветническую характеристику советской действительности и восхвалял кулацкий быт.

Эти контрреволюционные произведения я читал среди писателей, артистов и художников».

За такое «признание», добросовестно выдуманное тем, кто вел допрос, Корнилова могли расстрелять в тот же день. Но надо было выждать время, пока улягутся страсти и все знавшие поэта не убедятся, что он действительно «враг народа».

20 февраля 1938 года состоялось закрытое судебное заседание выездной сессии Верховного суда.

Суд был скор:

«Приговорить подсудимого Корнилова Бориса Петровича к высшей мере наказания — расстрелу — с конфискацией всего принадлежащего ему имущества.

Приговор окончательный… подлежит немедленному исполнению».

В архивной справке, которую получил Карп Васильевич Ефимов из управления КГБ по Ленинградской области, значилось:

«…Как установлено, с июля 1937 года лица, приговоренные к высшей мере наказания, захоранивались в районе Левашов­ской пустоши под Ленинградом. В настоящее время свободный доступ на кладбище пока не производится».

Только в апреле 1990 года тайна Левашовской пустоши перестала быть тайной.

…Шестая остановка электрички, идущей с Финляндского вокзала, — Левашово.

Пустошь эта обнесена зеленым забором. На месте братских могил — только колышки. 46771 человек покоится под ними. Один из них — Борис Корнилов.

Карп Васильевич Ефимов привез из Семенова крест и мемориальную доску. С трудом удалось убедить кладбищенское начальство, чтобы оно разрешило установить ее… в виде исключения.

По приезде домой Карп Васильевич записал в одной из своих многочисленных тетрадок, в которые заносил все, что касалось поиска документов о поэте-земляке:

«Перед первым захоронением в 37-м кладбищенской команде поручили вырыть яму. Землю из нее разровняли. Когда привезли первых расстрелянных и бросили в яму, то трупы засыпали землей, взятой рядом. Благодаря такой рационализации всегда была готова яма для следующего поступления.

Замечу, что всего в десяти километрах от Левашовской пустоши находится знаменитый Разлив с ленинским шалашом».

Большой поэт всегда пророк. Был таковым и Борис Корнилов.

 

…Мы на Керженце, на реке,

Где моя непонятная родина…

…Эта русская старина,

Вся замшенная, как стена,

Где водою сморена

смородина,

Где реке незабвенность

дана, —

Там корежит медведя она,

Желтобородая родина,

Там медведя корежит

медведь.

Замолчи!

Нам про это не петь.

 

Не петь… Не дали. Эти строки Борис Корнилов написал в двадцать лет. Будто чувствовал…

Одно хорошо — вернулся поэт. И приняла его Родина. Страна должна была его забыть, а Родина помнила. Всегда!

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Фото автора.