Posted in Семья
10.05.2017

Не бог шельфы метит

В арктических льдах разыгрывается еще одна карта большой политики. Россия — в числе главных игроков. На недавнем совещании президента в Кремле с постоянными членами Совета безопасности главной темой стало усиление военного присутствия в Арктике. На форуме в Архангельске речь зашла конкретно о создании в глубоком Заполярье оборонной инфраструктуры.

Зачем нам Арктика? Там находится второе по величине нефтяное месторождение, есть природный газ, минералы и металлы, в том числе золото, алмазы и платина. Арктический шельф — перспективный участок добычи ресурсов.

Но дело не только в природных ископаемых. Через Ледовитый океан лежит самый короткий путь из одного полушария в другое. А потом, Арктика — это промысел морепродуктов.

Крайний Север, несмотря на великие географические открытия, остается пока плохо изученной частью земного шара. С приходом глобального потепления, начавшего растапливать вечные льды, ландшафт меняется — стали расширяться шельф и полоса суши, открылось больше простора для судоходства. В связи с этим обострились и территориальные споры. В арктический регион входят восемь государств — Канада, Дания (Гренландия), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Финляндия и Швеция не имеют береговой линии, входящей в эту зону, поэтому не предъявляют претензий, касающихся территорий. А вот у других государств они есть.

Правовая принадлежность Арктики регулируется целым рядом международных конвенций. Например, конвенция ООН по морскому праву от 1982 года гласит, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, выходящие за пределы территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка». Весьма размытая трактовка, но дает почву для толкований и активных действий. Чтобы заявить свои права на конкретный участок шельфа, государство должно доказать обоснованность своих претензий. В результате Россия заключила, что хребты Ломоносова и Менделеева, а также поднятие Альфа и Чукотское плато, являются естественным продолжением материковой части государства. В августе 2015 года Россия подала в ООН заявку на расширение своей зоны континентального шельфа. Однако ранее в 2006‑м это сделала Норвегия, а в 2014‑м — Дания. Правительство США претендует на территорию от Аляски до Северного полюса, простирающуюся на 965 километров. Еще в 1997 году Канада объявила проливы между своими северными островами канадскими территориальными водами.

В рамках введения новой доктрины в отношении Арктики президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев посетили один из отдаленных форпостов России — архипелаг Земля Франца-Иосифа. Здесь недавно была введена в строй современная база Министерства обороны РФ «Арктический трилистник». Здесь в течение полутора лет способны нести круглосуточную вахту полторы сотни военнослужащих. На все про все военным строителям и специалистам потребовалось чуть более трех лет.

«Арктический трилистник» — не первый объект, введенный в эксплуатацию по программе создания щита на Северном полюсе. Это третья база из запланированных шести.

Полностью проект должен быть завершен к 2020 году. Такие сроки называет министр обороны РФ Сергей Шойгу. Однако и сейчас регион обеспечен необходимыми силами и средствами, ведь традиционно Заполярье входит в зону ответственности Северного флота — самого молодого и мощного флота России, располагающего, помимо группировки надводных и подводных кораблей, собственной авиацией, береговыми частями и морской пехотой. В этом году в состав Северного флота должен войти дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Ему лед толщиной до метра не преграда.

Функции военного ледокола имеет также уже спущенный на воду вспомогательный транспорт вооружения «Академик Ковалев». К 2020 году со стапелей судостроителей должен сойти патрульный корабль арктической зоны «Иван Папанин», оснащенный артиллерийским, ракетным и минно-торпедным вооружением.

Немаловажную функцию в обеспечении надежной зоны безопасности несет на себе российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС.

Несмотря на военно-политическую активность в Арктике со стороны арктических государств, эта зона не является точкой какого-либо конфликта и ни в коем случае не должна ею стать.

Андрей СПЫЛИХИН.