Норма в обмороке
По мнению председателя комитета регионального парламента по экологии и природопользованию Владислава Атмахова, несмотря на поручение президента России Владимира Путина от апреля 2015 года разобраться с контролем качества топлива в стране, сложно говорить о серьезных сдвигах в решении этой проблемы. Вот почему комитет поддержал инициативу общественных организаций по реализации проекта с говорящим названием «Трасса». Среди инициаторов — Общественная палата области, «Гражданский контроль качества топлива», Нижегородский центр стандартизации и метрологии, «Территория Завтра», Нижегородская региональная организация Всероссийского общества охраны природы.
Начали с реального дела — рейда по местам розничной продажи автомобильного топлива. Отобрали пробы на четырех АЗС: двух на трассе М7 (пос. Пыра и пос. Строителей) и двух в Нижнем Новгороде (на Московском шоссе при въезде в город и на перекрестке улиц Ковалихинской и Белинского).
Порою проверяющих встречали вопросом, есть ли у них на это право. Пришлось объяснять, что право на контрольную закупку имеет каждый гражданин.
Взятые на проверку образцы топлива исследовали на содержание серы. На АЗС в поселке Пыра содержание серы в дизельном топливе оказалось в норме, как и в бензине Аи-92 на АЗС при въезде в город. Превышение содержания серы в дизельном топливе установлено на АЗС, расположенной на перекрестке улиц Ковалихинской и Белинского: 28,5 мг / кг при норме 10 мг / кг.
Шокирующим оказался результат проверки дизельного топлива на АЗС в поселке Строителей. Содержание серы — 6380 мг / кг. Превышение нормы более чем в 600 раз!
Кроме того, с помощью газоанализатора были отобраны пробы атмосферного воздуха в зоне работы АЗС. На трех АЗС (пос. Пыра, пос. Строителей, перекресток улиц Ковалихинской и Белинского) превышена предельно допустимая концентрация по ксилолу от 1,4 до
1,8 раза.
Будут еще рейды. По их итогам планируется выработка предложений по совершенствованию мер административного и правового реагирования на региональном и федеральном уровнях.
— Комитет по экологии и природопользованию Законодательного Собрания поддержал общественную инициативу не только потому, что 2017 год объявлен Годом экологии в России, — поясняет Владислав Атмахов. — Этот проект — хороший способ привлечь внимание к ситуации, в которой потребитель остался фактически наедине с зачастую недобросовестными продавцами автомобильного топлива. Кроме того, мы знаем, что в крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха превышает 80 процентов. В отличие от стационарных объектов выбросов, за передвижными источниками нет серьезного и эффективного контроля. Защитить права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы жителей как потребителей — наша задача…
Среди задач проекта — организация взаимодействия с контролирующими и надзорными службами, аттестованными лабораторными центрами, направление предложений в органы власти и отраслевому бизнесу, контроль за реализацией решений, принятых по итогам проекта.
— Роль комитета не только в информационной поддержке проекта, но и в том, что мы предоставляем телефонный номер для приема обращений и жалоб потребителей на качество нефтепродуктов и работу АЗС, — подчеркнул Владислав Атмахов.
Номер телефона: 439-10-00 (звонить в рабочие дни).
На основании поступивших обращений будет формироваться план общественных проверок. Данная информация будет также передаваться в государственные надзорные органы для реагирования в соответствии с законодательством. Если жалоба потребителя подтверждается результатами анализа взятых проб, проведенного общественными контролерами, это дает основания для принятия соответствующих мер Росстандартом (качество топлива), Росприроднадзором (качество воздуха) или Роспотребнадзором (защита прав потребителей).
Николай РЯЗАНОВ.
организаторами акции.