У мирового жандарма фамилии нет
Выглядел
миротворцем
Грустно наблюдать за тем, как сегодня некоторые наши политики и политологи сконфуженно оправдываются, почему они восторженно восприняли победу Дональда Трампа на президентских выборах. В некоторых кабинетах Госдумы, пишут в Интернете, даже шампанским отметили это событие.
Да и только ли они оказались податливы на щедрые посулы рыжеволосого миллиардера? Его главная соперница Хиллари Клинтон в духе воинственных предшественников не скрывала агрессивных устремлений и в адрес России, и КНДР, и стран Ближнего Востока. На фоне «железной леди» предвыборный Трамп выглядел просто миротворцем. Еще в августе 2013 года он заявлял: «Не надо атаковать Сирию, исправляйте проблемы США. Что мы получим от операции против Дамаска, кроме растущего внешнего долга и очередного долгосрочного конфликта?» А за две недели до президентских выборов в США Трамп с кажущейся тревогой предупреждал, что агрессивные действия против Сирии «могут привести к третьей мировой войне».
А тут еще его же обещания вместе с Россией бороться против главного врага — терроризма. И — невиданное дело! — комплименты в адрес президента России Владимира Путина, что вызвало среди американских политиков чуть ли не шок.
Все это и впрямь было выходящим за рамки привычного образа представителей верхушки американской власти. И когда впервые из-за океана донесся, казалось бы, голос разума, так хотелось в это поверить… Но, как выяснилось, сладковещателем был волк в овечьей шкуре.
Жажда войны
Лозунг «Америка прежде всего», под которым Трамп шел на выборы, соседствовал с главными его заявлениями в сфере внешней политики — не втягивать США в военный конфликт на Ближнем Востоке. Однако уже в первые недели президентства Трамп почувствовал серьезное сопротивление и со стороны представителей элиты, и многих других американцев. Рейтинг его популярности стал падать, и новоявленный хозяин Белого дома запаниковал. В таком положении не раз оказывались многие его предшественники. И каждый из них всегда находил один и тот же проверенный временем выход — война!
Для агрессора не столь важно, куда полетят смертоносные бомбы и ракеты, — на Югославию, Ирак, Ливию или Афганистан, а следом придут вооруженные до зубов бригады США и других стран НАТО. И вот ведь что поражает: воинственно настроенный президент всегда вырастает в глазах не только политиков, но и многих миллионов американцев. Особую радость испытывают военно-промышленные магнаты, те, кто, собственно говоря, и «лепит» президентов, оказывает сильнейшее влияние на внешнюю политику.
Мы знаем, что приказ нанести ракетный удар по аэродрому Шайрат в сирийской провинции Хомс отдал президент США Дональд Трамп. Но вряд ли когда узнаем, кто «дергал за веревочки». У мирового жандарма нет ни имени, ни фамилии.
Мировому жандарму не нужны какие-то веские основания для агрессии. Можно, конечно, для пущей убедительности потрясти в Организации Объединенных Наций каким-то порошком в пробирке, как сделал в 2003 году тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл, подтверждая тем самым наличие химического оружия в Ираке. После вторжения американцев в Ирак химического оружия там, правда, не обнаружили, но страну, как и намеревались, разрушили, ввергнув в гражданскую войну и зверски казнив ее лидера Саддама Хусейна. А главное, прибрали к рукам нефтяные ресурсы.
Трамп тоже попытался найти повод, объяснив атаку на территорию правительственных сил Сирии наличием у президента Башара Асада химического оружия, которое он якобы использовал против мирного населения.
«Ничто не объединяет людей вокруг лидера быстрее и надежнее, чем война, — говорится в одном из американских изданий. — Те самые лидеры политической и медийной элиты США, которые месяцами называли Трампа морально неустойчивым, авторитарным и угрозой демократии, сегодня аплодируют ему за бомбежки Сирии. Политические лидеры всех мастей ринулись восхвалять Трампа и его бомбежки. Как обычно, американская пресса отреагировала на бомбежки с восхищением и почтением».
Думаю, немногим нашим читателям известно, что еще до удара по Сирии Трамп успел использовать военную силу в Йемене, без широкой огласки разместил дополнительные войска в Ираке и Сирии, объявил Сомали зоной военных действий, что дает право наносить там удары без санкции Белого дома.
«Трамп теперь президент войны», — делает вывод американская пресса.
В бурном изъявлении восторга по поводу столь решительного шага главы Белого дома почти не слышны голоса некоторых конгрессменов, ратующих за соблюдение закона, и тех американцев, которые поверили предвыборным обещаниям Трампа заняться прежде всего внутренними проблемами страны, а с терроризмом бороться вместе с Россией.
На границе
тучи ходят хмуро
Удар США по Сирии вызвал серьезную озабоченность у российского руководства. Президент России Владимир Путин считает американские ракетные удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права. Этот шаг наносит существенный урон российско-американским отношениям и создает серьезные препятствия для создания международной коалиции по борьбе с терроризмом. Кроме того, Владимир Путин видит в ударах по Сирии попытку отвлечь внимание мирового сообщества от многочисленных жертв среди мирного населения в Ираке.
Безусловно, ситуация в Сирии — одна из самых болевых точек на планете, как и Ближний Восток в целом. И все же считаю необходимым сказать о том, что на время ушло на второй план. Имею в виду продвижение военного блока НАТО на восток. Ведь тот же Трамп за первые две недели своего президентства успел перебросить несколько бригад в страны Прибалтики и ряд других. У наших границ активно проводятся военные учения, все более усиливается система ПРО.
Понятно, что все это не остается без внимания руководства России и министерства обороны. Совершенствуется боевой потенциал нашей армии. И все же тревожно на душе: военными базами НАТО окружена практически вся Россия. Союзники у нас есть, и надо все предпринимать для того, чтобы их стало больше.
Николай РЯЗАНОВ.