08.06.2011

Нужен ли нам трансгенный картофель?

«Экологические риски не в полной мере выявлены»

АВТОР статьи «Нужен ли нам трансгенный картофель?» пишет: «Несомненно, за генной инженерией будущее». Он ссылается на то, что люди ежедневно потребляют различные гены: «С мясом — гены животных, с растениями — гены растений и др. И за всю историю существования не отмечались какие-либо мутации человека, вызванные генами растений».
Поэтому, проработав большой объем литературы по данному вопросу, хочется привести мнение ученых. Например, в журнале «Агрохимия» № 12 за 2009 год встречаем: «Положительные последствия и выгоды от внедрения в производство ГМР вполне очевидны, что подтверждается непрекращающимся ростом их площадей, достигших в 2008 году 125 млн га. Тем не менее связанные с ГМР экологические риски пока не в полной мере выявлены и осмыслены учеными и специалистами. Пока неизвестны достоверные данные о каком-либо ущербе здоровью человека, Россия должна иметь отлаженный механизм государственного регулирования производства ГМР, не допускающий коммерциализации или выпуска в производство растений, не прошедших государственную биологическую и экологическую экспертизу, поскольку производство генно-модифицированных растений (трансгенников) связано с потенциальным риском их прямого или косвенного сопутствующего воздействия».
Моя точка зрения — у нас очень много хороших, урожайных, прекрасных по вкусовым качествам сортов картофеля, но с ними надо работать: уделять внимание качеству посадочного материала, соблюдать агротехнику культуры, закладывать семенные участки, проводить на этих участках сортофитопрочистки, внедрять в производство высокоурожайные сорта.
Таким образом, при соблюдении всех этих мероприятий по выращиванию картофеля мы можем получать высокие урожаи «второго хлеба».

Ирина ШАБИНА,
профессор НГСХА.

Нет ничего дороже здоровья

ПОСЛЕ публикации статьи агронома из Мордовии Александра Лукшина хотелось бы высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Картофель у каждой семьи в почете, редкий стол обходится без блюд из него. Многие садоводы, как бы  тяжело ни было, продолжают выращивать эту культуру на своих приусадебных участках. И как бы прекрасно было, если бы посаженный картофель не поражался никакими болезнями и, конечно, колорадским жуком — главным вредителем у картофелеводов.
Начиная с 2008 года на выставках, на рынке, на конференциях, в частных беседах люди мне задают один и тот же вопрос: «Где взять картофель, который не ест колорадский жук?» Отвечаю: «Нигде. Этот картофель строжайше запрещен Минздравом РФ».
Многие огородники путают трансгенный картофель с гибридным. Это большая разница. Ведь гибридный  картофель может получить любой огородник (предварительно почитав книги о семеноводстве). Если говорить коротко, для этого нужно опылить цветы картофеля одного сорта пыльцой другого сорта. Гибридные семена будут находиться в зеленых «яблочках», которые образуются после цветения картофеля. Такие семена продаются в семеноводческих магазинах, и многие садоводы выращивают картофель из семян примерно так же, как мы выращиваем рассаду помидоров. Но ничего общего с трансгенным картофелем он не имеет.
Господин Лукшин в своей статье пишет, что трансгенный картофель выращивать в России пока не разрешено, а вот употреблять можно. По моим сведениям, это неверно. Трансгенный картофель запрещен к употреблению. Со знаком ГМО разрешены к употреблению соя, бобы, кукуруза, и то лишь потому, что эти продукты не столь уж часто появляются на русском столе.
Конечно, в мире идет борьба за выживание и получение огромных прибылей компаниями, которые занимаются производством так называемой «химии», т. е. получением пестицидов, гербицидов и других препаратов для борьбы с заболеваниями и вредителями сельскохозяйственных культур. Тратятся большие деньги на разработку, испытания, рекламу новых препаратов, которые являются более действенными, чем предыдущие. И мы травим и вредителей, и землю, и то, что в ней, и, конечно, себя, забывая порой, что все препараты очень опасны и могут накапливаться в нашем организме, «выплывая» впоследствии в тех или иных болячках.
Меня также мучит вопрос: что опаснее — применение этих веществ или трансгены? Ответ нам должны дать только ученые. Но пока трансгены запрещены, заниматься трансгенным картофелем, а тем более употреблять его в пищу не буду и никому не советую.
Я не знаю, видел ли г. Лукшин передачи об испытаниях трансгенных сельхозпродуктов, которые скармливали мышам и крысам. Так вот: особи, которые получали в своем рационе только трансгены, уже в третьем поколении переставали давать потомство, это установленный факт. А я не хочу, чтобы мой внук не увидел своих внуков, и никто такого, по-моему, не хочет. Как ни пафосно это звучит, я не хочу, чтобы русские вымирали. Нас и так кормят неизвестно чем: мясом, выращенным на гормоне роста, курятиной, в которой находится вся таблица Менделеева, и т. д. Не секрет, что люди, работающие на птицефабриках, фермах, не могут вылечиться от элементарной простуды, т. к. им не помогают никакие антибиотики — ими они в изобилии надышались на своих рабочих местах. Овощи и фрукты также мало годятся к употреблению, поскольку тоже напичканы химическими препаратами.
Я хорошо понимаю тех граждан, которые бросают теплые места в городе и перебираются поближе к деревне, к природе, разводят свой скот, птицу, пчел, сажают овощи, выращивают фрукты. И пусть яблоки вырастают не такие красивые, зато они настоящие, ароматные и очень полезные. Картофель, выращенный своими руками для себя, никогда не сравнится с магазинным, т. к. имеет вкус настоящего картофеля.
Куры-бройлеры, конечно, в своем хозяйстве не вырастут за 40 дней, зато их мясо также будет радовать вас вкусом, ароматом и при этом не нанесет вреда вашему здоровью, здоровью ваших родных и близких. А что может быть дороже здоровья? Ничего!
Поэтому всех призываю: не бросайте дачи, выращивайте все свое — и будете здоровы. Понимаю, это недешевое удовольствие, но оно того стоит. Радость общения с землей, натуральные продукты питания, полученные своим трудом, помогут вам гораздо больше, чем таблетки.

Сергей КОЗЛОВ, фермер, картофелевод.
Павловский район. 
Фото Ирины БОРОДИНОЙ.

{jcomments on}