Почва уходит из-под ног
Внимание:
рейдеры!
В России проблема рейдерских захватов земель и сельхозпредприятий с целью их разорения, увы, остается острой. Не так давно в материале «Долго ли горевать в Гореве?» была освещена печальная история СПК «Горевский» Ковернинского района. Попав в сети группы дельцов, предприятие было обанкрочено и пущено с молотка. Крестьяне до сих пор не могут взыскать долги по зарплатам, а площади находятся в запустении.
Позволим себе немного российской хроники, затрагивающей эту злободневную тему. С начала 2000-х и по сей день кубанские сельхозпроизводители и фермеры ведут бескомпромиссную борьбу с рейдерами. Однако пока результат неутешителен. В 2015 году по решению суда без земель остались ООО «Кладовая солнца» и СПК «Колос». В деле замешан скандально известный предприниматель, который, используя юридические ошибки крестьян, «дыры» в законодательстве, а то и откровенное мошенничество, присвоил себе активы и имущество хозяйств.
Из Черноземья переместимся в Сибирь. Работники СПК «Лучезарное» Искитимского района Новосибирской области в 2008-м задумались о создании современного, экологически безопасного крестьянского поселения. Приобрели земельные паи у дольщиков соседнего ЗАО «Заречное», стали строиться и развиваться. На этих малопригодных для сельского хозяйства территориях энтузиастам многое удалось сделать. Однако зимой 2012-го суд решил отобрать земли СПК «Лучезарное» в пользу «Заречного», руководитель которого имел вес во властных структурах. Под удар попали и площади других хозяйств.
А вот в Псковской области в рейдерском захвате СПК «Передовик» был обвинен… директор сельского клуба. По данным следствия, путем подлога документов, поданных в налоговый орган, злоумышленник внес изменения в Единый государственный реестр юридических лиц и отстранил от должности действующего председателя.
Эту статистику можно продолжать. На днях в редакции раздался телефонный звонок из Шатковского района. Звонили встревоженные работники СПК «Смирновский» с просьбой помочь. По их мнению, хозяйство намеренно ведут к банкротству, желая распродать и сорвать куш. Мы отправились в путь.
Игры
с краплеными
картами?
— В былые времена я тесно общался и вел совместные дела с одним предпринимателем, но оказалось, что был слишком доверчив и поплатился за это, — вводит в курс дела председатель хозяйства Юрий Балашов, возглавляющий его уже 26 лет. — Этот человек взял от имени нашего предприятия займы, а теперь при участии других лиц подал на меня иск в Арбитражный суд с просьбой взыскать с СПК «Смирновский» 650 тысяч рублей. Позже сумма с учетом процентов выросла более чем в два раза. В свою очередь, я заявил судебным органам, что этого долга не существует. Однако у меня есть версия, как он мог образоваться. По простоте своей давал я когда-то давно в распоряжение этому уже бывшему товарищу оттиски печати предприятия. Он тогда помогал нам с соляркой, и чтобы быстрее оформлять договоры, я доверил ему печать. Знаем-то друг друга хорошо, лет тридцать. И вот теперь хозяйство на пути к банкротству, введена процедура наблюдения…
Есть тут криминальный след или нет, судить не нам, а компетентным структурам. Юрий Николаевич уже подал заявление с просьбой провести экспертизу финансовых документов на выявление факта подделки.
Нужно пояснить, что предприниматель возглавляет несколько частных предприятий. В этом году в Смирнове зарегистрировалось еще одно. Помимо прочего, оно специализируется на продаже и аренде недвижимого имущества. Со слов работников СПК «Смирновский», у вновь учрежденного предприятия имеется свой интерес во всей этой истории.
Когда Юрий Балашов первый раз появился в суде, он предъявил документы, согласно которым, наоборот, структуры предпринимателя должны «Смирновскому». Судья предложил Юрию Николаевичу направить встречный иск, и тот внял совету — нанял адвоката и подал на оппонентов в суд. В результате было отсужено 3 млн рублей.
Суть в том, что когда-то оппонент взялся своими силами смонтировать систему вентиляции в картофелехранилище, находящемся в собственности СПК «Смирновский». Деньги колхоз перечислил, но проект так до конца и не был реализован. Получив на руки решение суда о взыскании суммы, Юрий Николаевич выступил с предложением из причитающихся денег погасить долг, якобы висящий на СПК «Смирновский», и разойтись с миром. Но мирное разрешение ситуации, видимо, не входило в планы тех, кто затеял азартную игру. Судебная тяжба продолжилась.
Цена бесхозного козлятника
И вот вводится процедура наблюдения, механизм банкротства включился. Конкурсным же управляющим по предложению истца был назначен не кто иной, как знакомый нам по истории с ковернинским СПК «Горевский» Павел Дремин. Назначенного судом вершителя судеб в Смирнове никто не видел. Всё ограничилось передачей ему бухгалтерской отчетности предприятия за три года.
В начале жаркого лета Юрию Балашову пришло предписание от главы администрации Смирновского сельсовета выкосить необрабатываемые поля с целью избежать опасности возникновения пожара. Колхозники скосили порядка 20 гектаров и тот дикорастущий козлятник, который удалось собрать, решили пустить на корм. Однако в местное отделение полиции поступило заявление по поводу проведения незаконных полевых работ на земле, принадлежащей структурам предпринимателя. Заявитель оценил ущерб в целых 300 тысяч рублей.
Дело пошло выше по полицейским инстанциям, и над СПК «Смирновский» нависла новая угроза — уголовное дело в отношении руководителя. Юрий Николаевич предложил оппонентам забрать собранный и уже упакованный козлятник. Но бесхозные тюки догнивают, а угроза висит.
Давление происходит и по другим направлениям. У СПК «Смирновский» существует задолженность перед Россельхозбанком. Оппонирующая сторона решила этим воспользоваться. Посыпались угрозы — вплоть до возможности подключения к делу коллекторов. Тогда Юрий Балашов представил документ, из которого следует, что предприятие от своих обязательств не отказывается и гасит задолженность, но из-за возникших трудностей приходится пойти на просрочку (что допускается кредитным договором).
На заявление председателя реакции не последовало.
Чтобы сохранить рабочие места и потенциал предприятия, на его базе было создано ООО «Смирновское». Это помогло провести весеннюю посевную кампанию и избежать долгов по зарплате.
Однако развития нет. Назрела необходимость ремонтировать дворы, а как можно вкладываться в реконструкцию, если не уверен, отберут постройки или нет.
Кормозаготовкой предприятие продолжает активно заниматься, потому что, как бы там ни было, животные нуждаются в кормах, люди — в работе, а хозяйство — в молоке.
Недавно состоялся суд, который должен был определить точный реестр кредиторов. Из-за отсутствия полного пакета документов рассмотрение дела перенесено на осень. Суммы долга, заявленные кредиторами, для сельхозпредприятия просто колоссальные. А помощи ждать, похоже, уже неоткуда. Выживет ли хозяйство? Вопрос остается открытым.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Шатковский район.