Posted in Семья
18.08.2016

Советы первоклассным родителям

Для родителей это тоже серьезное испытание и повод для беспокойства: сумеет ли малыш справиться с новыми для него обязанностями? Волнуются мамы и папы не напрасно: от того, как пройдет адаптация к школе, зависит, с каким настроением ребенок будет ходить на уроки, желание учиться.Как помочь малышу плавно и безболезненно перейти от беззаботного детства к учебной деятельности? Об этом — в разговоре с Татьяной Хлыновой. Татьяна Валентиновна — учитель начальных классов павловской школы № 5. Более 25 лет она имеет дело с теми, для кого «школьные годы чудесные» только начинаются…

— Татьяна Валентиновна, что такое «адаптация» к школе и сколько она длится?

— Начало обучения в школе — это не только новые знакомые и впечатления, но еще и необходимость подстраиваться под другие условия, сложный переход от игровой деятельности к учебной. А это и физические, и умственные, и эмоциональные нагрузки. Чтобы привыкнуть, необходимо время от одного до четырех-шести месяцев. Общих рецептов нет. Многое зависит от того, посещал ли ребенок детский сад, страдает ли какими-либо хроническими заболеваниями, нет ли проблем в семье…

— Когда можно говорить: ребенок к школе привык?

— Если в течение первых 10 минут урока может себя контролировать, спокойно сидеть, а в конце урока, который в начальной школе длится всего 35 минут, может воспроизвести полученную информацию, сделать определенные выводы, можно считать, что ребенок прошел процесс адаптации успешно. Родителям стоит обратить особенное внимание на то, как отразился новый режим дня на здоровье ребенка. Важно, ЧТО и, самое главное, КАК рассказывает первоклассник дома: как он отзывается об учителях, насколько адекватно реагирует на их замечания? Очень важный момент: нашел ли он себе друзей среди одноклассников, не испытывает ли одиночества? Если ребенок спокоен и весел, то нет никаких поводов для беспокойства.

— Как родители могут помочь малышам?

— В первые месяцы посещения школы главным помощником для детей и родителей становится, конечно, учитель. Не стоит стесняться, к учителю можно и нужно обращаться с любыми вопросами. Родители должны во всем поддерживать своего ребенка. Практически все дошколята очень хотят идти в школу, хотят быть похожими на старших. Мотивация к учебе очень высока. Но когда начинаются ежедневные занятия, ребенок сталкивается с первыми трудностями: вместо развлечений — учеба, нацеленная на результат, вместо динамичных игр – уроки. Желание учиться пропадает. Родители должны помочь ребенку сохранить первоначальный интерес. Не ругать ни за что, связанное со школой. Задача взрослых — помочь ребенку наладить учебный процесс, научиться правильно и в определенной последовательности выполнять задания учителя.

— Нужно ли ребенка заранее настраивать на школу, говорить о ней дома, приучать к режиму?

— Безусловно! Больше того, в большинстве случаев дети настраиваются на школу сами. После выпускного в детском саду так или иначе разговоры дома идут в основном про школу. Дети их слышат и готовятся к предстоящим переменам. В большинстве павловских школ есть программа «преемственности», когда учителя младших классов курируют подшефную подготовительную группу: приходят к ребятам в гости, знакомятся, проводят открытые уроки.

Отдельно хочу ответить на вопрос многих родителей: стоит ли самостоятельно готовиться к школе или нет? Мое мнение – нет, не стоит, если ребенок сам не испытывает горячего желания осваивать науку. Хорошо подготавливают в детских садах. Программа в школе тоже изменилась. Если раньше букварь проходили за два месяца, то теперь за шесть. Ребенок, если не знает буквы, не умеет читать, считать, получает необходимые навыки в школе. Подготовленный дома школьник целый год рискует потерять, так и не приобретя новых навыков.

— Что бы вы могли пожелать и посоветовать родителям первоклассников?

— Не следует ждать сверхдостижений с первых дней учебы. Основная задача начальной школы – научить ребенка учиться: как лучше понимать и запоминать новый материал, повторять пройденное, правильно сидеть за партой, пользоваться книгой, выполнять задания. Задача родителей – быть терпеливыми и внимательными. Тогда в будущем сын или дочь обязательно порадуют вас своими достижениями в учебе.

Лидия Кострова.

Павловский район.

Часто мамы и папы подвержены определенным заблуждениям, связанным с учебой. Комментарии опытного педагога Татьяны Валентиновны Хлыновой помогут разобраться с самыми сложными вопросами.

 

Заблуждение № 1:

Домашнее воспитание лучше, чем «детсадовское».

 

Истина: Проблемы в школе могут возникать и у «домашних» детей, и у «детсадовских», но они разные. По статистике проблемы с адаптацией к школе у детей, которые не посещали дошкольные учреждения, бывают гораздо чаще, чем у тех, которые ходили в дет­ский сад. Однако главной проблемой для всех первоклассников является вхождение в новый коллектив и смена привычного уклада жизни, и для «домашних» детей эта проблема стоит особенно остро. Из-за недостаточного опыта общения со сверстниками часто отсутствует коммуникативная готовность к школе: не хватает навыков совместного действия с другими детьми, умения общаться в коллективе, уступать, подчиняться. Существует и мотивационная проблема. Из-за того, что «домашние» дети мало общались со сверстниками, в школе им бывает интереснее общаться, чем учиться. В этом случае задача родителей – сориентировать ребенка именно на учебу.

Заблуждение № 2:

Ребенок говорит, что учитель — настоящий монстр, и родители ему верят. «Мой ребенок врать не может».

 

Истина: Получив тревожный звоночек, родителям необходимо побеседовать с классным руководителем. По своему опыту могу сказать, что все проблемы, как правило, легко решаются в общем разговоре между учителем, родителями и учеником. В большинстве случаев ребенку просто сложно перестроиться и принять школьную систему. Если дома царила вседозволенность, если баловали, то, конечно, от педагога первоклашка нередко ждет того же.

Заблуждение № 3:

Чтобы ребенок не отвлекался от учебного процесса и не имел доступа к вредоносной информации, компьютеры, смартфоны, планшеты необходимо запретить.

 

Истина: Запрещать пользоваться гаджетами нельзя. Гораздо правильнее со стороны родителей строго ограничить время пользования компьютером или планшетом, например, до 20 минут в день. По поводу использования новейших технологий в школах, а также слухов о том, что тетради будут отменены и заменены на планшеты, могу сказать с уверенностью: пока до этого далеко. Как учитель я, конечно же, считаю, что знания идут через руку.

Заблуждение № 4:

С самого начала нужно дать школьнику установку — «учиться на одни пятерки».

 

Истина: Ни в коем случае. Необходимо прививать любовь к учебе. Ребенок должен привыкнуть к ежедневной посильной работе. Конечно, родители расстраиваются, когда их чадо приносит из школы плохие отметки. С одной стороны, это правильно. Расстройство родителей в некоторой степени стимулирует ребенка учиться лучше, но постоянно так быть не может! Плохие отметки служат сигналом для родителей: ребенку надо немного помочь – больше времени проводить с ним, интересоваться успехами в школе, поговорить, почему что-то не получается. Так ребенок будет видеть, что его успеваемость важна для родителей, что его поддер­живают, а это самый лучший настрой. Другая крайность, которой следует избегать – стимулирование интереса ребенка к учебе посредством новых игрушек.

Заблуждение № 5:

Выполнять домашнее задание нужно самостоятельно.

 

Истина: Каждый ребенок, даже если адаптационный период давно позади, может что-то прослушать, не понять. Если выполнение домашних заданий пустить на самотек, в знаниях может образоваться серьезная прореха. Проверять, как выполнено домашнее задание, необходимо первые четыре года обязательно, а дальше – по мере необходимости. Подчеркиваю, необходимо не выполнять задания вместо ребенка, а быть рядом, разъяснять то, что по какой-то причине не получается выполнить самостоятельно…