Герой, не ставший Героем
И вот танковый бой уже на другой войне. Не будем забывать, когда он случился, — 19 августа 1941 года. Это был бой, который экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова провел по всем правилам тактики. Шел второй месяц войны, и таких примеров результативного боя еще не бывало. Понятно, что без наград героев не оставили. Весь экипаж танка был представлен к званию Героя Советского Союза. Но носить золотые звездочки танкистам не пришлось. Зиновий Колобанов и Николай Никифоров получили орден Красного Знамени, Андрей Усов — орден Ленина, Николай Родников и Павел Кисельков — орден Красной Звезды.
Только сейчас мы можем разглядеть хранящиеся в архиве их наградные листы и убедиться в том, что к званию Героя Советского Союза их действительно представляли, но чья-то рука перечеркнула важную строчку в представлениях и написала названия других орденов, рангом ниже.
Почему же так произошло? Точно об этом уже не скажешь. Можно лишь предполагать. Наградной лист на танкистов подписали командир полка и командир дивизии, оба к тому времени Герои Советского Союза. Свои подписи поставили и военные комиссары частей.
Значит, ни у кого из них не было оснований поминать «провинность» Зиновия Колобанова, случившуюся в самом конце финской войны. Что было, то прошло и поросло быльем, шла другая война…
Выходит, ранг наград был понижен в вышестоящих штабах, скажем, в штабе Ленинградского фронта. К сожалению, на наградном документе нет отметок о том, по чьему распоряжению такое могло произойти.
Снижение ранга наград может объясняться тем, что ко времени награждения танкистов ситуация на фронте изменилась в худшую сторону и врагу удалось овладеть городом Красногвардейском (Гатчиной), который танкисты отчаянно защищали, а затем прикрывали отход своих войск.
Как мы уже знаем, повоевать Зиновию Григорьевичу Колобанову выпало недолго. Только к лету 1945 года он восстановился после тяжелого ранения и вернулся в строй. Служил там, куда мог бы дойти с боями — в Группе советских войск в Германии. Еще тринадцать лет отдал армии, танковым войскам, и вновь его настигло невезение. Из танкового батальона, которым он командовал, в английскую оккупационную зону дезертировал советский солдат. Спасая комбата от военного трибунала, командир дивизии объявил ему о неполном служебном соответствии и перевел в Белорусский военный округ.
В звании подполковника Зиновий Григорьевич Колобанов уволился из армии и поселился в Минске. Из жизни ушел в 1994 году.
В год 70-летия Победы в Гатчинском районе Ленинградской области, там, где воевал Зиновий Колобанов в 1941 году, был организован сбор подписей под обращением к правительству России с просьбой удостоить героя-танкиста заслуженной им в самом начале Великой Отечественной войны высокой награды посмертно. Обращались с аналогичной просьбой ветеранские организации Белоруссии. Ответа на эти обращения не последовало.
Но главное — то, что живет память о подвиге. Сегодня в Центральном музее Вооруженных сил России, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны и Толочинском историко-краеведческом музее хранятся документы, фотографии, материалы о подвиге танковой роты под командованием старшего лейтенанта З. Г. Колобанова.
В 1983 году на месте легендарного боя у поселка Войсковицы открыли памятник с поставленным на постамент танком ИС-2 (к тому времени танков КВ-1 просто не нашлось).
С 2008 года проходит ежегодный мотопробег в честь подвига танкистов.
Об истории этого боя можно прочитать в книгах, рассказывающих об обороне Ленинграда.
И хотя в селе Арефине Вачского района имя Зиновия Григорьевича Колобанова хорошо известно, память о нем там никак не увековечена.
Да и нижегородцы узнают о герое, не ставшем Героем, сегодня впервые.