Posted in Спорт
18.07.2016

Звездные войны в пробирке

Горе без ума

Мария Шарапова решила по­ступить на учебу в Гарвардский университет. Можно бы порадоваться за нее, вот только пошла на такой шаг знаменитая теннисистка от безысходности: из-за употребления запрещенного препарата — мельдония — она дисквалифицирована на два года.

Мельдоний. Cоздается впечатление, что в представлении той же Маши, а вместе с ней сотен российских спортсменов, тренеров, чиновников от спорта, он выскочил на белый свет словно черт из табакерки. Одни делают вид, будто чуть ли не впервые услышали о нем. Другие полагали, что он быстро выводится из организма, и продолжали принимать его вплоть до 1 января 2016 года, после чего обнаружение данного препарата в организме влечет за собой тяжелые последствия для карьеры.

Некоторые спортсмены умудряются за короткий срок дважды попасться на допинге. Так, у нашей лучшей пловчихи, олимпийской надежды Юлии Ефимовой недавно закончилась двухгодичная дис­квалификация. Все это время ей в виде исключения Министерство спорта России разрешило продолжать тренироваться за рубежом. На наши с вами, между прочим, денежки! И вот, извольте, вновь уличена в употреблении запрещенного препарата. Сама виновата или тренер с врачом постарались?

Все оправдания ломаного гроша не стоят. Спрашивается, что мешало другим поступить так же, как прославленному тренеру замечательной российской сборной по синхронному плаванию Светлане Покровской. Она еще прошлым летом, когда стало известно о внесении мельдония в список запрещенных препаратов, тут же наложила вето на прием его своими подопечными.

Увы, и прежде на употреблении запрещенных препаратов попадались и подвергались дис­квалификации на различные сроки (некоторые — пожизненно) многие звездные российские спортсмены, лишившиеся завоеванных ранее наград. Лыжники Лариса Лазутина, Евгений Дементьев, биатлонисты Ольга Пылева, Альбина Ахатова, примы художественной гимнастики Алина Кабаева и Ирина Чащина… А в 2008 году, в канун Пекинской Олимпиады, дисквалификации подверглись сразу семь российских легкоатлеток, пятеро из них (Елена Соболева, Татьяна Томашова, Юлия Фоменко, Гульфия Ханафеева, Дарья Пищальникова) входили в нашу олимпийскую сборную.

«Бомба»
для королевы

Многие из нас помнят «летящую походку» спортсменки из Саранска Елены Лашмановой, завоевавшей золотую медаль на Лондонской Олимпиаде 2012 года в спортивной ходьбе. Мы восхищались достижениями мордовских ходоков, воспитанников тренера Виктора Чегина. Только в Лондоне в этом виде легкой атлетики россияне завоевали два золота и одно серебро — ровно четверть от количества всех золотых и серебряных медалей, которыми были награждены спортсмены нашей страны.

А потом — словно ушат ледяной воды на голову: российских ходоков одного за другим уличили в приеме запрещенных препаратов. Лашманова в этом черном списке оказалась уже тринадцатой (!) из группы Виктора Чегина.

И — внимание! — только после этого Всероссийская федерация легкой атлетики и Российское антидопинговое агентство сподобились, наконец, обратить внимание на мордовскую школу ходьбы. Что им мешало сделать это раньше? Ведь до этого были уже дисквалифицированы такие титулованные ходоки, как Владимир Канайкин, Алексей Воеводин, Валерий Борчин. А коль скоро драгоценное время было упущено, пришлось прибегнуть к кардинальным мерам: мордовская школа спортивной ходьбы была закрыта.

Все сказанное выше поможет читателям лучше осознать одну из главных причин возникновения той тревожной ситуации, в которой в последние месяцы оказалась российская легкая атлетика, она же королева спорта. И дело тут не в одних ходоках. Еще в прошлом году были дисквалифицированы лауреаты Олимпийских игр 2012 года — чемпионка в беге на 3000 метров с препятствиями Юлия Зарипова (на два года и шесть месяцев) и бронзовый призер в семиборье Татьяна Чернова (на два года).

— Конечно, такое количество нарушений антидопинговых правил ведущими легкоатлетами вызывает у нас большое разочарование, но, с другой стороны, мы еще раз можем убедиться в том, что выстроенная нами антидопинговая система работает, — заявил тогда министр спорта России Виталий Мутко. — Дисквалифицировав спортсменов, заработавших свои медали нечестным путем, мы защищаем новое поколение честных спортсменов…

Минул год — и грянул новый, мельдониевый, скандал. Вся российская легкая атлетика мигом оказалась под прицелом международных спортивных, и не только, властей. Мы сунули палец — нам отхватили всю руку: Международная ассоциация федераций легкой атлетики приостановила членство нашей легкоатлетической федерации из-за большого количества допинговых скандалов. Это решение оставлено в силе и на саммите Международного олимпийского комитета, что означает запрет на участие наших легкоатлетов в международных соревнованиях, включая Олимпиаду нынешнего года в Рио-де-Жанейро.

— Представить не могу, что придется пропустить Олимпиаду из-за чужих грехов, — говорит чемпионка мира по метанию копья Мария Абакумова. — Почему мы, честные спортсмены, должны отвечать за преступление, которого не совершали?

Того же мнения двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту с шестом Елена Исинбаева.

— Иски, которые предъявляют наши чистые легкоатлеты при поддержке Олимпийского комитета России, направлены в Международный арбитражный суд в Лозанне, — поясняет глава ОКР Александр Жуков. — Также туда обращается и наша Федерация легкой атлетики, которая оспаривает свое отстранение от Международной ассоциации легкоатлетических федераций.

Подняться с колен

Почему за допинг наказали только российских спортсменов? Этим вопросом задаются многие. Если взять последние полтора десятилетия, увидим, что дис­квалификации за употребление запрещенных препаратов были подвергнуты десятки зарубежных спортсменов. Среди них легендарный прыгун в высоту кубинец Хавьер Сотомайор, чемпионка Олимпиады румынская гимнастка Андреа Радучан, победитель Олимпийских игр американский бегун Джером Янг… В 2001 году во время чемпионата мира в употреблении допинга была уличена лыжная команда Финляндии. Всех шестерых спортсменов дисквалифицировали на два года, а тренеров — пожизненно.

А вот пример, который неплохо бы и нам перенять. В 2006 году Олимпийский комитет Испании для борьбы с допингом прибег к помощи полиции, которая произвела ряд обысков и арестов. Были изъяты запрещенные препараты. Более того, выявили целую сеть по распространению допинга среди спортсменов.

Также целая сеть по распространению допинга была раскрыта в 2003 году в ходе расследования массового (свыше 20 случаев) употребления запрещенного препарата среди участников чемпионата США по легкой атлетике. В итоге накануне Афинской Олимпиады были дисквалифицированы на два года 13 ведущих американских легкоатлетов. А знаменитая бегунья Мэрион Джонс не только лишилась трех золотых и двух серебряных медалей, завоеванных на Играх в Сиднее, но и стала первой спортсменкой, осужденной за употребление допинга. Она получила шесть месяцев тюремного заключения и два года условно, а также 800 часов принудительных работ. Нашим «борцам с допингом» подобное и не снилось.

И все же, есть ли зерно истины в вопросе: «Почему за допинг наказали только российских спортсменов?» И в утверждениях, что в данном случае в дело вмешалась политика.

Зерно истины есть. Ведь, согласно официальным данным Всемирного антидопингового агентства, основными потребителями допинга в последние годы являются спортсмены не России, а США. Американцы всеми силами стараются ослабить резонанс от громких скандалов вокруг дисквалификации своих суперзвезд — бегуна Бэна Джонсона и велосипедиста Лэнса Армстронга. Антироссийский заказ из-за океана не вызывает сомнений. Его, в частности, исправно выполняют немецкие телевизионщики, раздувающие скандал в отношении российских спортсменов. При этом американцы и их европейские подручные из кожи вон лезут, заявляя, будто в нашей стране существует государственная допинговая программа, а потому, дескать, следует вообще закрыть доступ на Олимпиаду всем российским спортсменам.

Удивляться тут нечему, особенно учитывая нынешнюю международную обстановку. Однако это не повод сваливать все только на политику, а таких заявлений звучит немало. Ведь не случайно, по сути, встает на колени перед иностранной аудиторией министр спорта России Виталий Мутко.

«Серьезные ошибки были допущены руководством Всероссийской федерации легкой атлетики, а также спортсменами и тренерами, которые нарушили антидопинговые правила и пренебрегли принципом честной игры ради сиюминутного успеха, — признает Мутко в статье, опубликованной в британской газете Sunday Times. — Я хочу внести ясность. Нам стыдно за них. Мы приносим извинения за то, что атлеты, которые пытались обмануть нас и весь мир, не были пойманы раньше».

А теперь не для иноземной аудитории, а нам, миллионам россиян, министр спорта обязан доложить, кто именно (тренеры, врачи команд, спортивные функционеры) виноваты в том, что допинг проник столь глубоко в российский спорт.

Николай РЯЗАНОВ.