Первые орденоносцы

Мы решили перелистать страницы газет лета 1941 года.  В предыдущем номере вы уже видели, как у нас это получилось.Листая газеты, мы нашли первые публикации о наших земляках, отличившихся в боях. Их имена можно найти и в первых правительственных указах о награждениях. Привлекая к работе архивные документы, мы решили проследить их боевой путь, узнать об их военной судьбе.Будем признательны всем нашим читателям, кто откликнется на наши публикации и дополнит рассказы об этих воинах. Жива ли память о них?Как бы то ни было, мы возвращаем из военной поры лета 1941 года их имена.

Орленок

Когда машинист дал свисток, одним из последних на подножку убегающего вагона ловко вспрыгнул невысокий загорелый паренек. Несколько прощальных взмахов кепкой родным, друзьям, городу, в котором жил и учился, детству, которое осталось позади, на перроне дзержинского вокзала.

Алексей Иванов, выпускник второй дзержин­ской школы, ехал в авиационное училище.

Училище встретило приветливо, но и сурово. Трудно было в первые дни привыкать к строгому режиму, но веселый, общительный Алексей скоро сдружился с товарищами, вошел во вкус учебы. И дело пошло на лад.

Дома от Алексея изредка получали короткие записки: «Жив, здоров, учусь! Привет!» Когда сын приезжал в отпуск, отец с удивлением присматривался к его подтянутой фигуре. Алексей рос и мужал.

Четыре года пролетели незаметно. Учлет Иванов стал лейтенантом Военно-воздушного флота. Ему доверили первоклассную советскую машину.

В письмах к обычному «жив, здоров», прибавилось слово «летаю». Скупые слова, но жизнь военного летчика была яркой и полнокровной. Юноша сроднился со своим ястребком, нелетные дни стали для него несчастьем. Обычно шумный, в такие дни он затихал и с тоской поглядывал на небо. С первым солнечным лучом оживал. Вихрем мчался на аэродром, выводил из ангара свой ястребок, поднимал в воздух. И здесь, на просторе, петлил, штопорил, виражил. Замысловатые фигуры высшего пилотажа вычерчивал старательно и прилежно. Знал, что в будущих боях летчику-истребителю это умение пригодится.

Война застала Алексея в самый разгар летной практики. Он встал на защиту Родины.

29 июня Алексей писал друзьям:

«Получил боевое крещение, понюхал, как говорят, пороха. В своем архиве имею один сбитый «мессершмитт».

Наши летчики дерутся с фашистскими стервятниками как львы. Идут по одному на звено противника и выигрывают бой. Можете быть спокойны: советские орлы сумеют показать фашистской сволочи, где у них зимуют раки».

Родных он просил не беспокоиться, если редко будет писать.
«Времени свободного очень мало, в воздухе бываем по 10-12 часов в день».

И опять досадно мало сообщал о себе:

«Чувствую себя прекрасно, об остальном пишут в газетах».

Под «остальным» подразумевалась боевая летная жизнь.

«Ежедневно, — говорит его отец Алексей Степанович Иванов, начальник дзержинского отдела связи, — я читаю в газетах о подвигах наших летчиков. Славно работают ребятки: тысячи сбитых «юнкерсов» и «мессершмиттов» занесены на текущий счет советских авиаторов. И говорю своему Алексею: «Бей их, сынок, так, чтобы небу стало жарко от горящих стервятников. За дедов, которых сгноило в застенках самодержавие, за отцов и братьев, сложивших свои головы на полях Гражданской войны, за детей и внуков, которых истязают гитлеровские шакалы».

И сын услышал слова отца. 9 мая отец читал указ Президиума Верховного Совета СССР:

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Красной Звезды Иванова Алексея Алексеевича, командира звена, лейтенанта».

83 бойца отмечены в первом правительственном указе. И среди них 23-летний Алексей Иванов, наш земляк, наш славный боевой товарищ, наш комсомольский орленок.

В. ЛУКОВНИКОВА.

Эта публикация была в «Ленинской смене» 8 августа 1941 года. Сколько мы ни искали по архивным документам, ничего о лейтенанте Алексее Иванове нам найти не удалось.

 

Дмитрий Вичугин

У Ефима Николаевича Вичугина мнение о сыне сложилось давно, когда Митя еще пионером питал особенное пристрастие к самолетам.

— По летной части пойдет мой парень, — говорил потомственный сормович, участник империалистической и Гражданской войн.

Дмитрий Вичугин родился во время Гражданской войны — в 1918 году.

Десять лет спустя он делает по-детски наивные модели самолетов. Но очень юному конструктору многое прощали и сверстники, и отец. Если вдруг у огромного остова машины появлялись маленькие крылья, отец говорил с веселой уверенностью:

— Крылья вырастут.

Годы шли. Росли крылья. 16-летний Дмитрий Вичугин убедительно просит принять его в летную школу. Молодость была на этот раз основной причиной его волнений.

— Мало лет, поэтому могут не принять.

Но, проверив знания юноши, комиссия сделала для него исключение.

Успешно закончив летную школу, лейтенант Дмитрий Ефимович Вичугин еще в мирной обстановке показывал высокие образцы воздушного мастерства. В одном из учебных воздушных боев он отлично выполнил задачу. За это командование наградило его 1500 рублями. В части, где служит Вичугин, летчики говорят:

— Если Дмитрий получает какое-либо ответственное поручение, то выполняет его только на отлично.

Дмитрий Вичугин с первых же дней войны с белофиннами участвовал в боях. Он совершил 28 боевых полетов: громил белофиннов, неоднократно попадал в сложные условия, но всегда выходил из боя с победой.

Сейчас Дмитрий Ефимович Вичугин сражается с коварным врагом на фронте Отечественной войны. Им уже сбиты фашистские стервятники. Однажды истребитель Вичугина принял бой с четырьмя фашистскими бомбардировщиками. Два из них были сбиты, а остальные с позором удрали.

Летчик-истребитель Вичугин не знает страха, он говорит, что только трусы погибают.

— Я собираюсь сбивать врагов, но сам не собираюсь быть сбитым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР храбрый летчик награжден орденом Красного Знамени.

— Всем хорош мой сынок, — говорит Ефим Николаевич, — но скуп писать письма. Вот и сегодня прислал мне 500 рублей, а письма все нет, только из газет узнал о награде сына и его делах. Но за это его можно простить. Знаю, некогда ему писать…

Большая радость в семье Вичугина в связи с награждением сына.

— Мне 57 лет, — говорит Ефим Николаевич, — но я еще тряхну стариной, напомню фашистским гадам, как мы их били в 1914-1918 годах. Рука тверда, и стрелять умею. А пока стараюсь как можно лучше работать на трудовом фронте.

Отец, мать, сестра послали недавно письмо сыну-герою. Они поздравляют Дмитрия Вичугина с высокой наградой. Призывно звучит родительский наказ: «Громи, сын, фашистских стервятников до их полного уничтожения!»

Г. СТОЛЯРЕНКО.

Этот материал о Дмитрии Вичугине был опубликован в газете «Горьковская коммуна» 10 августа 1941 года.

К этому времени младший лейтенант Дмитрий Ефимович Вичугин числился пропавшим без вести. 26 июля 1941 года он не вернулся с боевого задания.

Мы установили, что воевал Дмитрий Вичугин в составе 38-го истребительного авиационного полка. В публикации упоминается, что Вичугин принимал участие в зимней войне с Финляндией. В боевой истории полка есть упоминание о том, что его летчики принимали участие в этой войне. Скорее всего, Дмитрий Вичугин в составе этого полка и встретил войну. В это время они базировались на аэродроме под Таллином, имея в наличии самолеты И-16 и И-135.

С первых дней войны полк ведет боевые действия в Прибалтике, а с начала июля участвует в обороне Таллина. Видимо, в этих боях он и погиб.

О Дмитрии Вичугине известно, что до войны он жил в Сормове.

 

Лейтенант Владимир Ураков

Владимир Ураков родился и вырос в селе Кузьмин Усад, что в 15 километрах от Арзамаса. Здесь он окончил начальную школу. Потом за несколько километров ходил в неполную среднюю школу — так велико было желание учиться. Окончив ее, Владимир отправился на учебу в летную школу. И вскоре осуществилась заветная мечта Владимира: он стал летчиком.

Большая гордость была в семье Михаила Григорьевича Уракова, когда на побывку в родное село приехал сын.

Провожая сына, родители сказали:

— Грудью стой, сынок, за Родину.

— С честью буду служить народу, — ответил лейтенант Ураков.

И вот, когда на нашу страну напал коварный враг, верный сын Родины Владимир Михайлович Ураков вместе со своими славными товарищами встал на защиту матери-родины. В первый же день войны он написал родителям письмо: «На нашу Родину напал коварный враг. Мне досталась огромная честь — защищать свою любимую Родину. Не щадя своей жизни, буду бить врага».

В боях с германским фашизмом лейтенант Ураков показывает мужество, геройство, беззаветную преданность Родине и вождю трудящихся товарищу Сталину. Со своей боевой машины бомбардирует он вражеские склады с горючим, скопления войск противника, переправы.

Вместе с товарищами Владимир Михайлович получил боевое задание и уверенно повел свой бомбардировщик на цель. Вот и враг. С самолета полетели бомбы. Они нанесли большой урон противнику.

Вернувшись из полета, лейтенант доложил:

— Задание выполнено!

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество правительство наградило Владимира Михайловича Уракова орденом Красной Звезды.

Любит свое родное село В. М. Ураков. Выбрав свободное время, он на аэродроме написал кузьмин-усадским колхозникам письмо:

«Я и мои товарищи с первых дней Отечественной войны советского народа против германских захватчиков защищаем на своих крылатых машинах нашу любимую Родину. Я, ваш земляк, клянусь: во имя партии Ленина-Сталина не пощажу своих сил и жизни для разгрома фашистской орды.

Призываю вас честно трудиться на колхозных полях, обеспечить нашу доблестную рабоче-крестьянскую Красную армию всем необходимым для быстрейшего разгрома врага».

Мы недавно побывали на родине земляка. Кузьмин-усадские колхозники на письмо их воспитанника отвечают самоотверженным трудом. Они вырастили хороший урожай, лучшее зерно сдают государству, успешно провели осенний сев. Отец, Михаил Григорьевич, заботливо ухаживает за колхозными конями.

К. БЕЛОВ.

Газетная публикация о летчике лейтенанте Владимире Уракове появилась в газете «Горьковская коммуна» 16 сентября 1941 года.

В публикации сообщалось, что летчик награжден орденом Красной Звезды.

Мы разыскали наградной документ, в котором говорилось:

«Лейтенант Ураков имеет в борьбе с германским фашизмом 4 боевых вылета по скоплению танков противника. Проявил в этих боях мужество. 2 июля 1941 года при выполнении боевого задания в составе 10 самолетов подвергся ураганному огню истребителей и зенитной артиллерии противника, поразив цель до последнего патрона. Вел борьбу с истребителями противника. После того как самолет был объят пламенем, по команде командира экипажа покинул самолет. Возвратился в часть и приступил к боевым действиям».

К тому времени, когда был опубликован материал, лейтенант Владимир Ураков погиб. Случилось это 28 августа 1941 года. Бомбардировщик, в составе экипажа которого летел лейтенант Владимир Ураков, не вернулся с боевого задания.