Операция по спасению еды началась
Эксперты Всемирного фонда дикой природы бьют тревогу: к 2050 году людям будет нечего есть. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с докладом «Анализ мировой продовольственной системы», подготовленным этой организацией. Представленные в нем цифры заставляют задуматься. Чего только стоят такие данные: ежегодно более миллиарда тонн продуктов люди просто выбрасывают.
Согласно выводам экспертов фонда, сельское хозяйство изменило окружающую среду больше, чем любой другой вид экономической деятельности. Как правило, перемены носят негативный характер. Например, 25-30 процентов парниковых газов выделяют животноводческие комплексы и фермы.
Зафиксированы случаи, когда в некоторых водоемах не удается восстановить популяцию рыб. Причина: люди выловили все подчистую.
Пальмовое масло, о вреде которого столько говорят, производится в основном в Малайзии и Индонезии — 86 процентов. Под пальмовые плантации вырубаются и выжигаются тропические леса, ценные с точки зрения биологического разнообразия.
Есть и другие болевые точки, вызывающие острую тревогу. Все это позволяет сделать прогноз: к 2050 году, учитывая, что население на Земле растет, чтобы всех накормить, продовольствия понадобится на 60 процентов больше. Значит, тратить природные ресурсы, и без того истощенные, придется интенсивнее. А там и до дефицита пищи недалеко.
— В мире существует определенный дисбаланс, — объясняет Павел Боев, старший координатор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы России. — Для одних стран характерно значительное, даже излишнее потребление продуктов питания, что ведет к серьезным проблемам со здоровьем, ожирению, в том числе детскому. Жители других стран, наоборот, страдают от недоедания…
Скажем, в США потребление мяса на душу населения превосходит общемировые показатели, а в Восточном Тиморе (государство на юго-востоке Азии) основная часть населения мясо может себе позволить лишь несколько раз в году.
Но вот что удивительно: и в тех странах, где с едой наблюдаются перебои, и в тех, где экономить не привыкли, много продуктов выбрасывается. По некоторым данным, 31 процент продуктов отправляется на помойку. Четверти хватило бы для того, чтобы накормить 795 миллионов людей, которые хронически недоедают. Это не говоря о том, что пищевые отходы являются источником метана, который влияет на изменение климата больше, чем углекислый газ.
— В развитых странах выбрасывается около 300 килограммов пищи в год на каждого жителя, — уточняет Павел Боев. — Люди покупают больше продуктов, чем могут съесть. В менее развитых странах другая проблема: много еды портится во время производства, хранения и транспортировки. Там нет хорошей инфраструктуры, холодильников…
Часто выбрасывают еду, которая вполне пригодна для употребления (срок годности на продуктах обычно указывается с некоторым запасом). В некоторых странах такие продукты разрешено отдавать бедным, но это пока не слишком распространенная практика. Потому экологи и призывают относиться к покупке еды ответственно.
Этот призыв услышан, и даже есть конкретные инициативы. Например, в Копенгагене открылся магазин, специализирующийся на продаже просроченных продуктов. Скидки от 30 до 50 процентов. Доходы от продаж идут в благотворительный фонд помощи людям в развивающихся странах. Стартовый капитал для магазина собирали с помощью краудфандинга, по-нашему — всем миром.
В Италии собираются рассмотреть законопроект, по которому торговые точки, рестораны и различные компании смогут отдавать невостребованную еду нуждающимся и платить меньше налогов. При этом, если закон вступит в силу, ежегодная экономия для бюджета страны составит 12 миллиардов евро.
И в нашей стране к словам экологов относятся серьезно. Ширится движение фудшеринга (его участники выступают против утилизации продуктов, еще пригодных в пищу). Суть проекта: наладить связь между магазинами или, скажем, кафе и волонтерами, готовыми спасти еду, предназначенную на выброс. Речь идет о вполне нормальной еде: к примеру, в отелях на свалку идет то, что в любой семье просто убрали бы в холодильник.
Кстати, у России, в чем убеждены эксперты, серьезных проблем с едой не предвидится. Страна входит в пятерку крупнейших производителей продовольствия. Импортируем, правда, тоже достаточно много. Но существующий «недостаток» поправить вполне по силам, не зря взяли курс на импортозамещение.
Кирилл ЖУРЕНКОВ,
Елена КУДРЯВЦЕВА.
(«Огонек».)