В пятнадцать девчоночьих лет

Почти мемуары, достоверная рукопись, которая цепляет за живое и собирает в горле комок из слез, гордости и безграничной благодарности людям, одолевшим войну. Клавдии Андреевне Ганиной, жительнице Перевоза, действительно есть что рассказать нынешним и будущим поколениям.

В феврале ей исполнилось 90, за 45-летний трудовой стаж заслужила множество благодарностей и почетных грамот, ветеран труда, труженица тыла. Печально, но для многих наших современников эти звания – всего лишь слова. А для человека, пережившего тяготы военного времени, испытавшего на себе голод, жесточайшие условия труда, медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» представляет неоспоримую ценность. Недаром сказал поэт-фронтовик Алексей Недогонов: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Перед войной Клавдия окончила семилетку в Больших Кемарах. Конечно, хотелось продолжить учиться в Перевозской школе, потом получить специальность. Но год 1941-й перевернул все мечты девочки с ног на голову. Отец, участник Гражданской войны Шибалин Андрей Иванович, ушел на фронт в первых числах войны, следом за ним добровольцем отправилась старшая сестра Мария. В доме осталось шестеро детей, 15-летняя Клавдия с мамой Евдокией Григорьевной встали во главе семьи.

«За мной закрепили лошадь, я на ней подвозила корма для скота, — читаю воспоминания ветерана. – Хлеба косили вручную, а по ночам снопы сносили к молотилке, сортировали зерно. Зимой после работы ходили с салазками за 7 км за дровами. Меня от колхоза с группой молодежи послали в д. Чепас расчищать от снега железную дорогу и прокладывать новые пути. Таскали целые звенья рельсов со шпалами. Было очень тяжело, но не роптали, крепились – война».

В апреле 1943 года Клавдию Андреевну отправили на торфоразработки под г. Дзержинск. Болотистую местность сначала очищали от деревьев – вырубали, пилили. Бригада, в которой работала наша землячка, занималась разливом гидромассы по картам полей, затем торф сушили, складывали в штабеля, грузили в вагоны и отправляли на завод в Дзержинск. Работали посменно, круглосуточно, по пояс в холодной липкой жиже. Одежда не успевала высыхать. Ночами прокладывали высоковольтную ЛЭП, 12-метровые столбы устанавливали вручную. Полуголодные, измученные, получив пайку хлеба в 700 граммов, возвращались работницы в свои землянки на короткие часы отдыха.

Слушая этот рассказ, сложно представить 17-летних девчонок, выполнявших труд, который под силу, кажется, только крепким, здоровым мужчинам. Но по-другому они просто не могли, не имели права, ведь каждая из них по капельке приближала Победу – такой силой самопожертвования измерялись патриотизм и служение Родине русского народа. Вот что означают великие слова «труженик тыла». Невольно возникает вопрос: смогли бы сегодняшние ровесницы тех девчат совершить нечто подобное?

Весть о Победе прилетела ночью. Сколько было радости и слез – не передать! У кого-то на войне погибли родные, а у других впереди были долгожданные встречи с родными и любимыми, возвращавшимися с фронта.

В 1945-м девушка вернулась домой. Пришел с войны весь израненный отец, потом сестра. Начиналась новая – мирная – жизнь. Работа учетчика трудо­дней в колхозе «Память Чапаева» была несравнима с торфозаготовками, но имела свои сложности – не хватало элементарных знаний. Двухгодичные курсы помогли Клавдии освоить профессию и отправиться главным бухгалтером в соседнюю Малиновку. Здесь и встретила она свою судьбу – участника войн с Германией и Японией Алексея Васильевича Ганина. Свадьбу сыграли в 1951 году, через год перебрались в Перевоз, где родилась единственная дочь, по­строили дом.

25 лет Клавдия Андреевна проработала главбухом в сберегательной кассе, 10 лет перед уходом на пенсию – в Перевоз­ской электросвязи. Дома у ветерана хранятся заработанные за жизнь награды, все они за доблестный труд.

— Я нисколько не жалею тех лет, — бодро заявляет сегодня 90-летняя женщина. – Вся радость была в работе.

Даже сегодня в своем почтенном возрасте она не позволяет болезням брать над собой верх и лучшим лечением считает пойти «помахать лопатой» — снег, например, убрать или вскопать грядку-другую. Кроме того, в ежедневном расписании бабушки – обязательная утренняя зарядка и прогулки по улицам Перевоза. Не бесцельные! Увиденное она фиксирует на бумагу, описывая свои нехитрые маршруты. Коротенькие рассказы, личные воспоминания, родо­словная семьи, написанные рукой ветерана, уже сегодня представляют собой колоссальную ценность. Это наша общая история о великом подвиге на трудовом фронте.

Елена СТРАХОВА.

Перевозский район.