Самолет обретает летчика
В годы войны здесь, южнее аэродрома Борки, базировался 34-й запасной авиационный полк. Он перелетел сюда из Ижевска в начале мая 1943 года и сразу же приступил к тренировочным полетам с обучаемым составом курсантов, окончивших летные школы, а также летчиков, вернувшихся после госпиталей.
Этому самолету, ставшему памятником, не суждено было воевать. Он потерпел аварию 22 июня 1943 года недалеко от аэродрома. Его остов так и лежал в лесу, пока его не нашли поисковики. Дополнив деталями, взятыми от пяти подобных самолетов, упавших в окрестностях, удалось собрать цельный самолет и превратить его в памятник.
Удалось выяснить, кто из летчиков потерпел аварию на этом самолете. Архивные документы подсказали, что это был Алексей Семенович Камшилов.
«22 июня 1943 года при выполнении самостоятельного полета у летчика Алексея Камшилова в воздухе отказал мотор. Летчик совершил вынужденную посадку в 5 км южнее аэродрома Борки. Самолет Ил-2 № 381417 был разбит, пилот не пострадал.
23 июня курсант Камшилов продолжил выполнение учебных полетов на самолете № 302406 и вновь потерпел аварию из-за отказа мотора. Самолет тоже был разбит и списан. Техники полка получили суровое наказание за плохую подготовку самолетов к полетам. Мастерство и хладнокровие летчика спасли ему жизнь два раза за два дня».
На памятной плите, укрепленной под штурмовиком, значится:
«Летчик — младший лейтенант Камшилов Алексей Семенович 1921 г. р. — после обучения с августа 1943 года воевал в составе 999-го штурмового авиаполка
277-й авиадивизии 13-й воздушной армии на Ленинградском фронте.
25 января 1944 года, на 11-й день прорыва блокады Ленинграда, погиб при выполнении боевого задания».
В списке потерь 999-го штурмового полка можно отыскать более подробные сведения о летчике:
«Младший лейтенант Камшилов Алексей Семенович 1921 г. р., уроженец д. Белозерово Дальнеконстантиновского района Горьковской области. Призван Павловским РВК. Убит при выполнении боевого задания. Место выбытия — Ленинградская область, Красногвардейский район, г. Колпино.
Мать — Камшилова Наталья Андреевна. Адрес проживания: д. Белозерово Дальнеконстантиновского района Горьковской области».
Поисковики на этом не успокоились. В военном архиве был найден «Журнал боевых полетов 999-го авиаполка».
О Камшилове там сообщалось, что он прибыл в полк в конце июля 1943 года. 19 августа совершил свой первый боевой вылет в составе группы Ил-2 на штурмовку целей в районе Синявинских высот. Фотосъемка подтвердила выполнение задания.
А дальше:
22 августа Камшилов совершил два сложных боевых вылета с ампулами АЖ-2 на полив позиций фашистов фосфором. По инструкции летчик должен зайти на цель и во время штурмовки держать горизонтальный полет не менее 5 секунд, иначе можно поджечь свой самолет. В это время самолет являлся идеальной мишенью для зенитчиков. За успешное выполнение заданий Алексей Камшилов получил орден Красной Звезды.
17 января 1944 г. после выполнения разведывательного полета Камшилов не вернулся с боевого задания. Был подбит, но сумел посадить машину на своей территории и через несколько дней вернулся в полк.
25 января летчик Алексей Камшилов и стрелок Михаил Медюха в 9.40 вылетели на боевое задание – разведка «на себя» с попутной штурмовкой. При штурмовке колонны автотранспорта противника в районе г. Красногвардейска южнее Ленинграда самолет Камшилова был сбит огнем зенитной артиллерии, загорелся в воздухе и рухнул на землю. Экипаж погиб. Где захоронены их останки, неизвестно. За свою короткую боевую жизнь Алексей Семенович Камшилов успел совершить 11 успешных боевых вылетов.
Алексей ФРОЛОВ.
Московская область, г. Дубна.