Posted in Краевед
17.02.2011

Арзамасский след

Хотя мысль на этот счет есть. Вот почитайте, что писали тогдашние репортеры о самоварах:

«Недолго пробыл ты на родине (там, где был сделан. — Авт.), и как пришла пора, хозяева повезли тебя к Макарью, вместе с многочисленною артелью разных самоваров и всякой медной посуды. Поехал тут самовар-будан в три ведра объемом, председатель вечеров с наемными кондитерами и загородных трактиров-палаток; поехал и самовар-крошка в десять чашек величиною, отрада холостяков; приютились и дорожный складной, и десятки семейных самоваров разной вместимости; кастрюлям, чайникам, подсвечникам не было счета. Приехали вы на всесветное торжище, покрасовались в лавке недели две и разошлиcь по разным концам земли Русской, кто куда».

Но прибывали самовары не к Макарию. Ярмарку Макарьевской звали даже тогда, когда она уже была в Нижнем Новгороде. Можно себе представить, какое обилие самоваров здесь водилось. При их созерцании у любого мастера руки опустятся – он на этом празднике лишний. Может, именно поэтому и не было в городе самоварных дел мастеров.

Зато появился мастер из Арзамаса: Петр Иванович Лысковцев. У него был даже свой заводик, основанный в 1840 году. Но искать самовары этого мастера напрасно, их… нет.

Краеведы Арзамаса “измеряют” Лысковцевых “слоями” братьев. Первые братья-мастера, возможно, приехали из Лыскова и основали в городе медное производство. Яков Иванович Лысковцев в 1812 году подрядился делать для ратников народного ополчения медные нательные кресты и манерки – походные котелки. После сожжения французами Москвы подсуетился Семен Иванович и стал отправлять в Первопрестольную медную посуду.

Своим заводиком, но уже с самоварным уклоном, обзавелся и еще один брат – Петр Иванович. Он-то и вошел в список мастеров.

К этому времени Лысковцевы имели столярную, слесарную, экипажную, малярную, медную, паяльную, медеплавильную мастерские.

Что же в них производилось? Паникадила, люстры, краны, кубы для нагревания воды, катки для белья, летние и зимние экипажи, колодезные машины – видимо, насосы, а также противопожарный инструмент.

Весь технический потенциал братьев показывает, что и самовары им были под силу.

Арзамас был в удалении от ярмарочного Нижнего, и за самоварами ехать было уже далековато. Надо было обходиться своими.

К этому времени подросло следущее поколение братьев Лысковцевых. Надо сказать, шустрое поколение…

Один лишь факт из биографии братьев. Во второй половине XIX века пошла мода на золочение куполов церквей. К этому времени был изобретен способ золочения «через огонь», или ртутное золочение. Для этого золото смешивали с ртутью и полученной амальгамой покрывали металл. Ртуть выпаривалась, а на поверхности оставался слой золота. Мастерством этим владели только москвичи, их и приглашали золотить купола.

Братья Иван и Василий Лысковцевы захотели вызнать секрет этого ремесла, но москвичи даже подмастерьями не подпускали их к себе.

Тогда братья спрятались на чердаке помещения, где разместились гости, и в проделанную щель высмотрели все секреты. Дальше они уже золотили купола сами.

А вот тут напрашивается вопрос: не было ли соблазна у местных купцов заказывать у братьев золоченые самовары? Почему бы и нет? Захотели купчишки потешить себя — кто остановит? Коль так, то в коллекциях районных музеев, да и в частных собраниях, такие самовары вряд ли сыщутся. Прибраны они давно…

Но в Арзамасском историко-художественном музее все-таки есть один самовар, который, предположительно, вышел из мастерских Лысковцевых. Аккуратный, добротно выделанный небольшой самоварчик. В глаза бросается оттиск медали на крышке: «За трудолюбие и искусство. 186…». К сожалению, окончание года не оттиснулось, но приблизительно определить его все-таки можно. Если эта медаль вручалась на Всероссийских выставках мануфактурных изделий, а скорее всего, это так и есть, то они проходили в Санкт-Петербурге (1861 год) и Москве – 1865-й. Почти неузнаваемый царь на аверсе медали – Александр II.

Но закрадывается сомнение, а самоварная ли это награда? Скорее всего, нет.

Братья Лысковцевы славились, прежде всего, изготовлением противопожарного инвентаря, который считался лучшим по сравнению с изготовленным на уральских заводах и московскими мастерами. Даже голландцев, чьи пожарные трубы были известны во всем мире, братья превзошли.

Этот представленный на одной из выставок пожарный инвентарь и мог получить заслуженную награду. А потом медаль перекочевала и на самовар. Нарушения тут не было никакого.

Все награды, полученные на выставках, давались не отдельному предмету, а фабрике в целом. Оттиск награды можно было использовать в рекламных целях на любом предмете, который здесь выпускался, если даже его ни разу не возили на выставку.

А вот в другом братья были щепетильны. Самовары, видимо, они не считали главной продукцией своих мастерских, поэтому и не обзавелись цеховым клеймом, которое утверждалось правительством.

Странные это были братья. В своих мастерских они совершенно бесплатно обучали учеников, которые в скором времени могли бы составить им конкуренцию.

О братьях говорили: «Не нажили барыша, зато слава хороша!»; «Уж кому-кому, а Лысковцевым золото глаза не запорошило, не ловчили в работе».

И еще одна странность, связанная с фамилией Лысковцевых. В списке арзамасских мастеров по металлу начала XX века этой фамилии нет. Имеются Лысковцевы — столяры, часовщики, сапожники… Куда же подевались Лысковцевы – мастера работы с металлом?

На этот вопрос не ответили нам даже в музее, где мы с любопытством разглядывали самовар и медную посуду, сработанную в XIX веке.

И только нам уходить, как из запасников на свет появился неказистый, белого металла самовар, который клеймом на крышке громко заявил о своем мастере: «Горбачев в Арзамасе».

И вот тут стало ясно одно: если в списке мастеров-самоварников нет нижегородцев, это не значит, что их не было. Может быть, просто мы плохо ищем?

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Фото Николая МОШКОВА.

Авторы благодарят сотрудников Арзамасского историко-художественного музея за помощь в сборе материалов.