Пылающий «Ил» над селом
Напомним, о чем шла речь. Весной 1942 года недалеко от села Гремячева Кулебакского района началось строительство учебного аэродрома. Прежде чем отправляться на фронт, летчики должны были учиться летать в мирном небе. На аэродроме работало чуть ли не все Гремячево: размечали поле, ровняли и очищали его от кустов. Очертания аэродрома и сейчас хорошо проглядываются. В лесу мальчишки и по сей день натыкаются на оплывшие ямы от землянок и блиндажей.Бывало и так, что самолеты разбивались. Но одну катастрофу, едва не ставшую трагедией для всего села, гремячевцы помнят до сих пор. Если бы не самоотверженность летчиков, Гремячево могло и вовсе исчезнуть.
Трагедия произошла 9 мая 1943 года. Звено самолетов подлетало к Гремячеву. До аэродрома оставалось совсем немного, вдруг один из самолетов задымил и, ревя двигателем, начал набирать высоту. Видимо, летчики старались увести самолет подальше от села.
Стоявшие на земле хорошо видели, как из задней кабины выбирается один из членов экипажа. Он вываливается из кабины и тут же дергает за кольцо парашюта. Это была его ошибка, купол он открыл рано, и тот зацепился за киль самолета. Так вместе с самолетом летчик рухнул на землю. Основному пилоту удалось спастись.
Останки погибшего летчика похоронили на местном кладбище, а полк вскоре улетел на фронт. Сельчане ухаживали за могилой и памятником. Но шли годы, свидетелей истории со спасением села становилось все меньше… И вот уже место захоронения летчика найти стало сложно.
Несколько лет назад в нашу газету обратился бывший житель Гремячева Виктор Михайлович Васянкин. Он решил рассказать о той трагедии в надежде, что удастся узнать имена летчиков, спасших село. С его братом Валерием Михайловичем, который и по сей день живет в Гремячеве, мы обошли старожилов села. Они помнили все, как это произошло, но имя погибшего летчика забылось. И вот тогда в поиск включились следопыты. Руководил ими командир кулебакского поискового отряда «Каскад» Игорь Клюкин.
В Кулебакском загсе данных о похороненном в 1943 году летчике не нашлось. Ничем не смогли помочь военкомат, авиачасть Саваслейского гарнизона. У летевшего Ил-2 посадка в Саваслейке была лишь промежуточная. Объявление о поиске в газете, которое мы дали, тоже не помогло. Оставалось одно — обратиться в Центральный архив Министерства обороны. Игорь Клюкин отправился именно туда.
Уверенности в успехе не было, ведь подобные случаи часто засекречивались. И все же удалось найти важный документ — «Акт катастрофы самолета Ил-2 15‑го тренировочного полка (ТрАП)», который входил в состав 52-й отдельной эскадрильи корректировщиков.
Удалось также найти объяснительные записки и массу приложений со схемами. Из объяснения командира эскадрильи лейтенанта Ревенко выяснилось, что 9 мая 1943 года во время перебазирования эскадрильи из Саваслейки в Гремячево произошла авария. Пилот сержант Шакурин, шедший в строю левым ведомым командира звена, обнаружил пламя в кабине самолета. Он подал команду летчику-наблюдателю лейтенанту Гороховскому покинуть самолет. А дальше произошло непредвиденное…
Нашлось и личное объяснение сержанта Александра Шакурина. Летчик подробно описывает показания приборов перед полетом, которые он проверил вместе с механиком. В полете мотор стал давать перебои. Стрелки приборов зашкалило. Пилот пишет, что на подходе к Гремячеву кабина стала наполняться дымом и появилось пламя, которое перебросилось на чехол ручки управления полетом.
Сержант скупо описывает, как стоял одной ногой на сиденье в пылающей кабине, а другой пытался давить заклинившую ручку. Видно, что он не растерялся и помнил все до мелочей.
Игорь Клюкин нашел схему катастрофы, заключения механиков, акт аварии и рапорт командующему ВВС, на котором стоит гриф «Секретно», снятый, видимо, совсем недавно. Картина той катастрофы становилась понятной. Нашлись и имена летчиков.
Сержант Александр Матвеевич Шакурин, 1920 года рождения, был призван в армию за год до войны из Новосибирской области. Окончил II Чкаловскую школу летчиков с оценкой по технике пилотирования «отлично». После аварии получил ушиб позвоночника, но вскоре отправился бить врага. По наградным документам поисковики проследили его боевой путь. Пилот воевал на Ленинградском фронте, сражался над Финляндией на самолетах Ил-2 и У-2 в качестве разведчика и корректировщика огня. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени. С войны вернулся в звании майора. Сегодня в Минске живет его сын, тоже бывший пилотом.
Имя погибшего летчика-наблюдателя также установлено. Это Иван Максимович Гороховский. Он тоже окончил II Чкаловскую авиашколу. С 25 февраля 1943‑го — лейтенант. Больше о нем ничего пока не известно. Местные жители вспоминают, что вроде бы он был с Украины, с Житомирщины, и после похорон на кладбище приезжали его родственники. Но воспоминания разрозненны и неточны. Поэтому поиск будет продолжен.
Сельчане сумели установить место захоронения Ивана Гороховского. На бывшем аэродроме, где он погиб, поставлен памятный знак, а на местном кладбище появился памятник разбившемуся летчику.
Села Гремячева война не коснулась, но свою отметину оставила. Из 386 гремячевцев 197 не вернулись с фронта. И еще один фронтовик остался в селе навсегда.
Александр КУРИКОВ.