От бумажного топора — к железному
Игорь Пичугин умеет строить бани. Он не делает секретов из своего «ноу‑хау», как многие мастера. На окраине Вачи открыл школу мастерства, куда приезжают плотники не только со всех концов России, но даже из других стран.
А началось все восемь лет назад с изобретения деревообрабатывающего станка. Потом разработал более сложную технологию постройки домов и получил патент.
— Если строить по старой технологии, неминуема усадка дома, со временем появятся трещины, придется конопатить, — рассказывает Игорь Пичугин. — По моей технологии, наоборот, чем дольше стоит сруб, тем он крепче благодаря самозаклинивающемуся замку…
Одна баня, сделанная Пичугиным, уехала в Осло — ее приобрела сотрудница норвежского посольства. Знай наших!
Но дело по душе Игорь Пичугин нашёл не сразу. Чем только не занимался в юности. Рисовал, увлекался спортом. Получил два высших образования. Работал учителем физкультуры, инженером, возглавлял молодежный центр в клубе.
В 27 лет обзавелся семьей.
— К сожалению, семья еще не один год оставалась на втором плане, — признается Игорь Пичугин.
Подрастал сын. Через несколько лет появилась дочка. А вскоре обрушились беда за бедой — трагически погиб брат Михаил. Позднее умер отец Игоря, следом тесть. Тяжело заболели мама и теща.
Игорь понимал: он остался единственным мужчиной, который должен заботиться о близких. Да и пора было капитально ремонтировать старый родительский дом, строить новую баню, как обещал отцу.
Двоюродный брат дал ему денег на бензопилу. С этого всё и началось. Не заметил, как стал настоящим мастером, к которому потянулись ученики. Сказались гены — отец неплохо владел столярными инструментами.
Потом, выиграв грант на развитие своего дела, начал строить бани и дома из лафета.
— Чтобы построить дом-шедевр, нужно выполнить всего три операции: распилить дерево на лафет, обработать на станке и вырубить замки по моей технологии, — делится секретами мастерства Игорь Станиславович.
На словах все кажется просто, а в действительности приходится немало покорпеть, чтобы получился тот самый шедевр.
— Когда я работал вожатым в детском лагере «Лазурный», мне приходилось играть в спектакле роль дровосека, выходя на сцену с бумажным топором, — вспоминает он. — Спустя год заменил его на железный.
Новый бизнес, каким в районе никто не занимался, быстро пошел в гору. Предпринимателю помогают повзрослевший сын Роман и жена Татьяна. Она недавно получила водительские права, так что теперь и за личного водителя. Глава семейства тоже мечтает водить машину, но пока не доходят руки — работает без выходных.
За деревообрабатывающим станком — новый ученик вачского мастера. Знакомимся. Дмитрий Лыпяк — молодой предприниматель из Словакии. Хорошо говорит по-русски — его отец родом из Краснодара.
— Деревянных домов у нас мало, — говорит Дмитрий. — Сейчас эта мода только начинается. А бань вообще нет — одни сауны.
Предприниматель из Словакии не против купить домик в нашей стране, где нашел радушный прием.
— У вас гостеприимный народ, — улыбается он. — Мне интересна русская культура.
Курс мастерства на вачской земле дается ему без особого труда.
Недавно уехал домой ученик из Белоруссии, чуть раньше обучились плотницкому мастерству два узбека.
Только, увы, в родном районе немного желающих перенять опыт у мастеровитого земляка. Азы освоят — и распрощаются. Так распалась не одна бригада.
Он старается помогать людям — пиломатериалами, спортивным инвентарем или деньгами на проведение конкурсов. Участвует и в строительстве детских площадок.
Не оставляет без внимания больную маму — она не встает с постели. Выполнил и наказ отца — расширил родительский дом, теперь его не узнать.
По-прежнему не расстается со спортом — бегает на лыжах вместе с дочкой Маргаритой, которая учится в школе. Она такая же творческая натура, как отец.
Однажды, когда он еще только начинал свое дело, решил попросить благословения у настоятеля Оранского монастыря. Священник сказал ему:
— Живи по совести, и все у тебя получится.
У 50-летнего Игоря Пичугина все получается.
Светлана ВЛАДИМИРОВА.
Вачский район.