Что имеем — сохраним?
Началась династия с Елизаветы Васильевны Мосиной. Ее дочь Галину и зятя Николая Алексеевича Иванова тоже увлекла хохломская роспись, семейную традицию продолжает и внучка Светлана Николаевна Иванова.
Светлане Ивановой повезло. С детства она была окружена талантливыми людьми. Елизавета Васильевна и папа учили ее рисовать. Николай Алексеевич нередко брал дочь, когда шел в гости в соседнюю деревню Мокушино к своему учителю и единомышленнику Степану Павловичу Веселову.
Оба художника — продолжатели лучших традиций хохломской росписи, мастера «верхового» письма — «травки» и «пряника». Веселов знаменит еще тем, что очень часто в заросли хохломской «травки» сажал своего петушка, выполненного в необычной манере.
На выставке на одной из работ Иванова тоже есть петух. Он явно похож на веселовских предводителей куриных сообществ. Но не близнец, есть у него свои «особины».
В экспозиции музея есть работы Степана Павловича Веселова, и если прийти на выставку с детьми, то можно провести и конкурс на самого наблюдательного. Сначала найти этого петушка среди работ Иванова, а потом разглядеть, чем он отличается от веселовского собрата.
Но не обязательно заниматься «сравнительным анализом». Можно просто рассматривать изделия одно за другим, подольше останавливаться около тех, которые понравились.
У Николая Алексеевича Иванова замечательные «пряники» — старинный хохлом-ской орнамент, который часто помещали на дне чаши: на золотом фоне квадрат, а вокруг него завиваются веселые кустики «осочки» и «травки».
Современные художники, к сожалению, «пряники» не жалуют. У Елизаветы Васильевны Мосиной ювелирно выписанные хохломские «натюрморты», в которых порхают птички с хвостами-веерами. Галина Николаевна одну из чаш «укутала» в ковер из «сердечных» листиков березы, по душе ей и рябинка, и клубничка, и «травка»… Светлана чаще пишет «кудрину».
Четыре художника, и у каждого свой почерк, но почерк истинно хохломской. Их работы — свидетельство уважительного отношения к самобытному народному искусству и бережного сохранения традиций.
В настоящее время все меньше остается семей, в которых жива добрая традиция — родители‑художники учат своих детей выписывать узоры, а дети, вырастая, продолжают дело родителей и сохраняют старинное народное искусство. Но, к счастью, несколько хохломских династий на родине росписи еще есть.
Лариса БУКАРИНА.