27.01.2014

Сохранить нельзя засыпать

Здесь — сила

На Руси издавна велась традиция уважения так называемых «мест силы». Зачастую они связаны с духовными подвигами, совершенными некогда в их окрестностях, трагедиями или историческими легендами.

Нижегородцы сразу вспомнят Дивеево и Светлояр, эрзян-ские святыни и татарские священные камни и деревья. Даже Нижегородский кремль – мощное «место силы».

Ясно, что не все они являются жемчужинами православия, а многие, так уж исторически сложилось, балансируют в памяти народной на грани язычества и истинной веры. Значительная часть «мест силы» расположена близ источников воды. Подземные ключи и озера сами по себе притягательны. Если же еще с ними связаны древние легенды…

Сегодня в Арзамасе сохранилось одно из таких мест. Под стенами колыбели православия – Спасо-Преображенского монастыря, под горой, плещется Святое озеро, называемое также Спасским.

Легенда гласит, что глубоко на дне в водном плену находится древняя церковь, от которой идут потайные ходы. В 1993 году геофизик Евгений Захливный организовал группу, которая занялась биолокацией озера и попутно собирала различные факты.

По преданиям, некая церковь действительно стояла на месте огромного подземного озера, поэтому она вполне могла уйти под землю. Гипотеза пока не получила полного подтверждения, однако легенда народом не забыта.

Но более известно Святое озеро тем, что сам государь Иоанн Грозный крестил в нем язычников. Вот потому озеро, в котором происходило таинство Крещения, до сих пор носит название Святое. И не случайно с самого основания Арзамас был не только городом-крепостью, но и стал духовным центром, опорой миссионерства, откуда свет Христовой веры распространялся на окрестное мордовское население.

Идет
сбор подписей

Ни легенды, ни святое название не прибавили уголку природы чистоты. В первозданном виде этот памятник природы не сохранился.

Многие годы озеро находится в запустении, воды его заболочены, а берега усыпаны мусором. Даже в трудах историка Щеголькова оно уже называется как «Спасское болото». Средств на его очист-ку в городской казне никогда не находилось, вот и не велось на этой территории никаких работ по благоустройству.

Впрочем, с недавних пор об озере вспомнили. Однако вовсе не из-за святости места. Озеро стало камнем преткновения.

В прошлом году наша православная Россия отмечала 1025- летие принятия христианства на Руси. К этому историческому событию Арзамасское благочиние решило облагородить Святое озеро, насколько это возможно. Но инициатива церкви не получила поддержки.

К этому времени на пригородную автостанцию, которая располагалась здесь, вывели транспорт с междугороднего автовокзала. Возникла необходимость расширения привокзальной площади. А расширяться тут возможно только в сторону водоема. Поэтому городские власти и приняли решение о засыпке этого памятника православной культуры, что вызвало возмущение немалой части горожан.

Противники уничтожения водоема создали инициативную группу и стали собирать подписи в поддержку сохранения природного объекта. На сегодняшний день известно о том, что более тысячи горожан подписались под протест-ным листом.

Высказали свое мнение историки и биологи.

Местные историки ратуют за сохранение озера, апеллируя к его возрасту (более полутысячи лет), духовной значимости (место первого крещения христиан) и культурному значению. Студенты и школьники, интересующиеся краеведением, приходят сюда на экскурсии. Педагоги сетуют на плачевное нынешнее состояние водоема и спрашивают: если его не очищать, а засыпать, то как водить экскурсии на асфальтовую площадку? Какие знания можно дать детям при ее осмотре?

Биологи единодушны во мнении, что любой природный объект лучше сохранить, чем уничтожить. В экосистеме все взаимосвязано, а цивилизация и без того безжалостна к природе. То, что этот водоем живой, а не искусственный – неоспоримо. Рекреационная зона в этой части города была бы гораздо более предпочтительна, чем лишний объект загазованности. Уничтожение водоема без тщательного изучения его специалистами может очень сильно «аукнуться» в будущем. Природа ничего не прощает.

За столом
переговоров

Протест общественности вынудил власти начать всестороннее обсуждение проблемы. Мэр Арзамаса Михаил Бузин созвал заседание «круглого стола», чтобы в присутствии всех заинтересованных в этой проблеме людей еще раз обсудить пути ее решения.

Удивительно, но участники встречи (простых горожан из числа подписавших протест на ней не было) в большинстве высказались за уничтожение озера. Аргументация понятна. Обустройство автовокзала городу необходимо, а неприглядный вид «болота» портит впечатление гостей Арзамаса. Дань памяти святому месту вроде бы тоже решено отдать. На месте озера намечается поставить часовенку.

По убеждению руководителя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Арзамаса Андрея Столяренко, очистить озеро уже нереально. Из 9 метров его 10‑метровой глубины это ил. Да и без сноса ближайших частных домов решить гидротехнические вопросы не удастся.

Краевед Вячеслав Панкратов напомнил, что в истории города уже была история с попыткой очистки Сальниковских прудов. Купечество даже пустило лист для сбора денег на очистку. Из этого ничего не вышло.

Представитель транспортников Владимир Гаврилов высказал позицию автопредприятия:

– Каждый день автостанция принимает от 8 до 12 тысяч пассажиров. Все они видят неприглядную картину запущенности в самом центре города. Мы не хотим ничего разрушать, напротив, попытаемся даже благоустроить территорию. Тем более что вся территория озера нам не нужна, достаточно засыпать только малую часть. Со своей стороны мы готовы сделать набережную для оставшейся части, если будет принято решение сохранить и очистить водоем.

Директор предприятия Дмитрий Афонский ранее заявлял, что его позиция – не принимать поспешных решений, а сначала выяснить взаимосвязь озера с общим городским водным бассейном.

Но такое компромиссное решение прозвучало только из уст транспортников.

Основной проблемой противники сохранения озера называют большие затраты на очистку. Прозвучало даже предложение опубликовать расчеты стоимости работ в местной прессе, чтобы люди «перестали собирать подписи». Действительную стоимость работ никто так пока и не подсчитал. Известно лишь то, что денег потребуется «много»…

Вопрос остается открытым

И все же на заседании «за круглым столом» прозвучали и мнения против уничтожения Святого озера. Член Союза архитекторов России Анатолий Петряшин решительно высказался против засыпки:

– Это место, с которого начинается история города. Само название говорит об особом почитании его предками. Это веха времени, важнейшая точка в истории. Строительство современной часовни не добавит святости месту, озеро и так окружено почти десятком древних храмов. С его берегов открывается прекрасный вид. Будучи облагороженным, оно стало бы жемчужиной окружающего пейзажа…

Анатолий Сергеевич обратил внимание присутствующих, что на осушение и засыпку озера тоже потребуются немалые средства. И прежде чем обосновывать отказ от очистки, стоило бы поискать еще возможности для сохранения природного объекта.

Благочинный города Арзамаса иерей Давид Покровский напомнил, что водами этой православной святыни совершено множество чудесных исцелений. Кроме того, церковь вообще не одобряет любые действия, направленные на разрушение, а ратует за сохранение всех культурных и святых мест.

В этом же ключе высказалась и директор литературно‑мемориального музея Гайдара Елена Бундакова, заявившая, что памятники истории и культуры разрушать абсолютно недопустимо.

Жаркую дискуссию подытожил мэр Михаил Бузин:

– Нельзя в угоду одному мнению игнорировать другое. Даю указание провести изыскания в окрестностях озера. Возможно, после изучения проблемы специалистами разных ведомств мы получим исторически правильное направление дальнейшей работы. Все конструктивные предложения, в том числе и от жителей города, будем учитывать. Любые прямые действия начнем только после того, как убедимся, что совершаемое на пользу городу…

Таким образом, Михаил Михайлович оставил вопрос открытым для обсуждения. А значит, остается надежда, что Святое озеро не постигнет судьба других малых водоемов, уже исчезнувших с карты города.

Александр КУРИКОВ.Фото автора.