Posted in Промысел
26.03.2013

«А на что мне джип!»

Мы застали Николая Вилкова за мытьем вымени коровам.

— Думал ли я когда-нибудь, что буду этим заниматься?! — приговаривал он.

Впрочем, приговаривал как-то с задором.

На семейной ферме Вилковых шла дойка. Супруга фермера Татьяна управлялась с доильным аппаратом, а сам хозяин, как мы уже сказали, готовил фронт работ. Ну и между переходом от вымени к вымени распределял надой по трехлитровым банкам.

На дворе — два десятка кормилиц.

— Все свои, только одна монастырская, — представил их Николай Дмитриевич.

— Что значит «монастырская»?!

— В Красных Марах восстанавливается женский монастырь. Кто-то, видно, подарил ему корову. Но содержать ее там пока негде, вот и попросили меня приютить животину. А мне разве жалко?!

У быка Яшки, конечно, прибавилось забот с появлением гостьи из монастыря, но Яшка справился. Скоро той телиться. Она будет выполнять эту почетную миссию в числе последних, большинство постоялиц фермы уже с приплодом.

На селе едва наберется с десяток коров по подворьям. Выходит, фермерское хозяйство Вилковых — основной производитель молока.

Общественного производства здесь нет. Было когда-то в Горках отделение колхоза «Власть Советов», потом самостоятельное сельхозпредприятие. А когда хозяйство развалилось, Николай и еще несколько мужиков выкупили остатки техники и помещений. Начали хозяйствовать самостоятельно.

Николай Дмитриевич занялся картофелем. Выгодно было, пока не вступила Россия в Таможенный союз с Казахстаном и Беларусью. Ввозить товары в нашу страну стало дешевле, и торговцы повезли сюда белорусскую картошку. У российских же производителей появились проблемы со сбытом. Поэтому три года назад Николай Вилков взял курс на развитие животноводства и начал потихоньку привыкать к обязанности мыть вымя буренкам.

Сельхозуправление помогло войти в областную программу, построил хозяин при бюджетной поддержке двор. А не так давно выиграл грант в 1,4 миллиона рублей на развитие семейной фермы. Начал закупать кормозаготовительное оборудование.

Вот в чем преимущество мелких сельхозпроизводителей перед крупными — возможность быстро поменять специализацию. Это серьезный козырь в условиях, когда закупочные цены стихийны.

Кстати, о закупочных ценах. Молоко у фермера забирает предприниматель из Лыскова по 50 рублей за трехлитровую банку. Получается, примерно
16 рублей 50 копеек за литр. Цена выше, чем у крупных производителей, на 3-5 рублей.

Управляться с беспокойным хозяйством вдвоем, конечно, непросто. Тут уж не улетишь отдыхать в теплые края, как это делают городские предприниматели. Но и здесь Вилковы отыскали плюс.

— Работать без выходных полезно для здоровья — болеть-то некогда! — смеются оба.

Скоро на двор прикатит новенький МТЗ. Это очередное приобретение. Косилка и погрузчик уже ждут наладки. Среди новинок совсем теряется старенький «Жигуленок», на котором фермер колесит по делам хозяйства.

— Джип надо покупать! — подначиваем хозяина.

— А на что мне джип! — улыбается он и протирает вымя у последней в ряду коровы. — Вроде и на «Жигулях» везде успеваю…

Не подначивается!

Александр СИНИЦЫН.

Спасский район.