Чтоб не остаться звероводу без достойного дохода
Предложение меха на рынке растет медленно.
В России разведением шиншилл занимаются мало.
Шиншилла — маленький травоядный зверек. Корма для него дешевы и доступны.
У шиншилл не бывает сезонной линьки, их шкурка всегда в отличном состоянии.
Держат шиншилл только в помещении, в тепле и чистоте.
Думайте о дезинфекции каждый день и круглый год.
Вводите добавочные корма осторожно и постепенно.
Каждый день — накормил, напоил и убрал.
Раз в неделю поменял подстилку (стружку).
Раз в месяц просеял и прокалил песок.
Раз в шесть месяцев провел общую дезинфекцию помещения и клеток.
Шиншиллята живут с самкой семь недель.
Самца отсаживают через шесть дней.
В возрасте трех месяцев каждому зверьку — отдельную клетку.
С первого дня нужно вести документацию.
На племя оставлять только лучших зверьков.
Не допускать родственного спаривания.
Ловить только за ухо или за хвост и как можно реже.
Не разрушать рабочую семью.
В селекции сотрудничать с шиншилловодами всего мира.
Самочка имеет до трех окотов за год.
В одном окоте от 2 до 7 малышей.
Период беременности 110-117 дней.
Стандартная семья — четыре самки и один самец.
За год взрослый зверек съедает 12 кг комбикормов и 6 кг сена.
На площади 2 кв. м можно разместить 20 шиншилл (с учетом проходов между клетками для обслуживания).
Трудозатраты: 500 шиншилл на одно человека при полной рабочей неделе (41 час).
У шиншиллы уникальное строение меха. Если у всех пушных зверей из одной волосяной луковицы вырастает лишь один волосок, то у шиншиллы — 60-80 паутинок толщиной 12-14 микрон. На 1 кв. см их насчитывается 25 тысяч и более при высоте ворса 2,5-3 см. Шкурка шиншиллы — это сплошной слой упругого, шелковистого пуха, который спасает ее в самую лютую стужу.
Существует два основных направления реализации продукции. Первый и самый выгодный для зверовода — продажа двухмесячного молодняка на развод. Получается сверхприбыльно, рентабельно до 400%. Второй — продажа шкурок шиншилл, рентабельность около 100%. Сдача шкурок неизбежна, особенно для мелких хозяйств с годовым объемом менее 50-100 шкурок, так как для изготовления одной шубы нужно иметь набор хотя бы из 350-400 шкурок. Пока зверовод не имеет возможности быстро произвести такое количество шкурок, он неизбежно будет продавать их как сырье. Реализация шкурок на первом этапе позволила нам уверенно развивать хозяйство. Мы сделали вывод, что продажа шкурок экономически выгодна и рентабельна, но существуют и более привлекательные пути.
Дело в том, что на шкурки идут, как правило, лишние самцы. Шиншиллы — полигамные животные, поэтому технология предусматривает содержание одного самца на четырех самок. В помете самок и самцов в среднем поровну.
Продажа живых зверей на племя — вот основной бизнес для звероводов России на ближайшие 30 лет, а продажа шкурок — сопутствующий ему.
Юрий ХАРЧУК.