24.12.2012

Шиншилла дороже соболя

Мажетэль — красавица: длинный, как у белочки, хвост, обаятельная мордашка и чудесный мех — шелковистый, тонкий, густой и пушистый, как и у других шиншилл (не следует их путать с породой кроликов!). Мех этот самый дорогой в мире, ценится дороже соболиного.

Родина шиншилл — Анды, горы Южной Америки. Когда там появились европейцы, мех зверьков ценился на вес золота. Им инки рассчитывались с конкистадорами. В начале двадцатого века шиншилл в результате истребления уже практически не оставалось в дикой природе, а одомашнивание их началось буквально с десятка особей. Благодаря селекции от тех десяти и началось разведение зверьков. В настоящее время в Финляндии и Польше созданы большие шиншилловые фермы, где драгоценный мех получают в промышленном объеме, выставляют на ярмарке в Копенгагене. В России же шиншилловедение пока находится в зачаточном состоянии.

Галина Викторовна Трусова, заводчица шиншилл, увлеченно рассказывает нам об их прошлом и настоящем, показывает своих подопечных. Почему ее выбор пал именно на этих животных?

— Мне хотелось позаботиться о семье, обеспечить детей — у меня трое сыновей, маленький внук, — рассказывает Галина Викторовна. — И я выбирала занятие, чтобы могла справиться сама, не привлекая посторонних людей. Шиншиллы отвечали всем требованиям: они не занимают много места, им не требуется сарай, их можно держать дома, клетки я могу делать сама, да и зверьки очень обаятельные.

Конечно, не все так просто: о шиншиллах мало информации, ими не занимаются ветеринары, но трудности не испугали Галину Викторовну. Дело оказалось ей по душе. С самого детства, сколько себя помнит, у нее были домашние питомцы. А выросла — выбрала профессию зоотехника. На Севере, в Мурманской области, работала селекционером, приехала в Ветлугу — стала бригадиром-зоотехником. Шиншилл она разводит в деревне — так спокойнее.

— Я люблю быть сама по себе, — говорит шиншилловод. — Люблю читать. Люблю действовать!

— Да, мама сидеть просто так не любит, — подтверждает ее сын Павел.

Как и старшие братья, он помогает ухаживать за животными.

У каждого зверька своя кличка. И породы разные: серый стандарт, бело-розовый бархат, белая Вильсона…

— Больше всего из пород люблю своих сереньких, — улыбается хозяйка. — Они очень контактные.

В клетке, вопреки ожиданиям, видим грустную-прегрустную шиншиллиху. Оказалось, это Сонечка, многодетная мать-рекордсменка. А грустит пока оттого, что у нее забрали малыша (шиншилл в хозяйстве выращивают не ради шкурок, а на продажу). Галина Викторовна называет Сонечку своим золотым фондом: обычно у шиншилл рождается по два-три детеныша, а у нее — четверо в марте, пятеро в августе, и все выжили.

Матери заботливо ухаживают за детворой: чистят шерстку, перебирают — «проветривают» мех. Сорокаграммовые новорожденные шиншиллята очень самостоятельны: спустя два часа уже во-всю едят сено, залезают на верх клетки, прыгают вниз…

Семейные пары шиншилл создаются не всегда удачно: порой самка бывает настолько агрессивна, что от незадачливого кавалера клочья шерсти летят.

— У них матриархат. Надо обязательно самку сажать к самцу, а не наоборот, — делится опытом Галина Викторовна.

У Сонечки «семейная жизнь» сложилась благополучно, и со своим Лысиком она вполне ладит. Лысиком своего любимца Павел назвал потому, что приобрели его в весьма плачевном виде: покрытого коростой, без малейшего намека на чудесный пух. Зато теперь, после хорошего ухода, его хоть на выставке показывай.

Шиншилл очень важно правильно кормить. Они «сухоежки»: основная еда — сено, которое Трусовы сами заготавливают, а еще пшеница, горох, «Геркулес», семя льна, подсолнечника, тыквы, зерна кукурузы. В сутки зверьки получают по столовой ложке зерновой смеси. Дополнительно можно угостить травяным гранулятом, летом — привяленной травой, но сено предпочтительнее. С удовольствием шиншиллы поедят сушеные одуванчики, манжетки, листья малины, крапивы, веники ивы, березы, яблони. Нельзя им давать капусту, провоцирующую кишечные расстройства, и смолистые сосновые ветки. Зато благодарны будут подопечные за липовый цвет, сушеные морковку и яблоки. Корма, как мы видим, вполне доступные. А в поилках постоянно должна быть вода.

Едят шиншиллы так же забавно, как многие грызуны: берут корм своими крохотными лапками-ручками и начинают грызть.

— А когда кладешь им корм, они руку отодвигают, — смеется Павел.

У неприхотливых, в общем-то, шиншилл есть уязвимое место. Опасно, когда они резко дергаются — могут поломать позвоночник или поранить лапки. И надо тщательно следить, чтобы в корм не попала лекарственная трава зверобой — для шиншилл он смертелен (ох, не зря его так назвали!).

По правилам, шиншилл надо держать за хвост. И беречь их нервы: эти милые зверушки выкидывают клочки меха, реагируя на стресс. Самую чувствительную из своих подопечных Галина Викторовна в шутку называет «дама со стрессом».

В клетках должен находиться песок, в котором шиншиллы любят «купаться». И еще много интересных для них предметов: тоннели, гамачки из дерева, лесенки, по которым они будут с удовольствием бегать. В семье Трусовых стараются создать им все условия, порадовать своих любимцев.

Пора уходить, и хозяева идут нас провожать. По большому озеру плавают утки, прокладывают блестящие дорожки среди ряски, кормятся. Оказалось, Галина Викторовна и разведением уток занимается.

— За скороспелость я предпочитаю уток башкирской породы, — говорит она. — Пекинские жирные, а башкирские дают мясо: за полтора месяца два килограмма, а селезни за пять месяцев нагуливают по пять килограммов. Сейчас у уток стадия откорма, им нужна калорийная еда. Костяк уже окреп, они нагуливают массу. Кормим их зерном пшеницы, кухонными отходами, рубим зелень, крапиву…

На прощанье — традиционный вопрос о планах на будущее. Они такие: заниматься разведением и селекцией шиншилл и даже создать для них идеальное жилье («рай для шиншилл»).

Успехов вам, Галина Викторовна, в ваших начинаниях!

Елена МАТРОСОВА.

Ветлужский район.{jcomments on}