49_2012_5-1
06.12.2012

Время задает темп

Хотите — верьте, хотите — нет

— Евгений Викторович, у вас на днях юбилей. Мы усмотрели такую вот зависимость. Если коротко обозначить дату предстоящего юбилея, то получается любопытное сочетание: 12.12.12. Да и число прожитых лет — две пятерки — 55. Экстрасенсы наверняка усмотрели бы здесь что-нибудь эдакое… Верите ли вы в магию цифр, приметы?

— Если бы не юбилейные цифры, то сочетание 12.12.12 могло быть хорошим поводом, чтобы свадьбу сыграть (смеется). Шутка, конечно. А в приметы я не верю.

Слава Богу, двоих детей с женой воспитали, с которой мы вместе 33 года (опять двойные цифры!).

— 55 лет — это, на ваш взгляд, повод для того, чтобы оглянуться назад и выделить основные этапы жизненного пути?

— Если говорить об основных этапах трудовой деятельности, то есть как бы три блока: Борский стекольный завод — 23 года, Совфрахт — 10 лет и вот сейчас работа в Законодательном Собрании. Часто приходилось и приходится непросто, но всегда интересно.

Учиться и в 55 не поздно

— Есть ли что-то такое, чему даже с вашим опытом пришлось учиться в новой должности?

— Конечно. Одно дело — управлять людьми, которые тебе подчинены, и совсем другое — выстраивать отношения с депутатами, которые такие же, как ты, народные избранники. Находить компромиссы всегда очень сложно. Пока получается. Должен сказать, что в депутатском корпусе люди высокопрофессиональные, состоявшиеся как личности, а потому их опыт бесценен при подготовке законов.

В прошлом созыве, когда я был депутатом и заместителем председателя комитета Законодательного Собрания по экономике и промышленности, наша задача была сконцентрирована на глубокой проработке проектов законов. Мы рассматривали их в комитете, а затем выносили на заседание регионального парламента. А сейчас окунулся в ежедневную работу аппарата Собрания во всех ее направлениях.

Целеустремленность и настойчивость

— Как-то вы обмолвились, что много лет провели в дороге. Свои жизненные пути выбирали сами или они выбирали вас?

— Я вырос в рабочей семье, соответственно у меня не было поддержки сановных родителей или родственников. До службы в армии трудился на стекольном заводе. На всю жизнь запомнился совет бригадира: «Делай сразу хорошо, плохо само получится».

Тривиальная вроде вещь, но в итоге с юности был приучен добиваться результата, отвечать за свою работу. В 24 года меня назначили начальником отдела материально-технического обеспечения на таком крупном заводе, как Борский стекольный.

— У вас уже образование было соответствующее?

— В то время я заканчивал четвертый курс радиофака университета. Потом перешел на промышленно-экономический факультет. Так я стал дипломированным экономистом.

— Ну а насчет многих лет, проведенных в дороге?

— В те времена, несмотря на то, что были Госплан, Госснаб, фондов никогда не хватало. Приходилось мотаться по предприятиям, чтобы обеспечить Бор—
ский стекольный завод различным сырьем (суточная потребность — 1200 тонн), необходимым для производства стекла. К тому же требовалось очень много вспомогательных материалов. География поставок — от Великого Новгорода до Башкирии. Сколько дней и ночей провел в командировках за десять лет, будучи сначала рядовым снабженцем, а потом начальником отдела, не сосчитать. Как и тысячи километров, «прожитых» на колесах.

Когда в 1994 году стал исполнять обязанности коммерческого директора, подумал: все, закончилась моя кочевая жизнь. Ведь проблем со сбытом продукции ранее вообще не существовало. Но сменилась экономическая формация, мы вступили в рыночные отношения, стекло было никому не нужно. И мне пришлось, образно говоря, вновь отправиться в путь-дорогу.

— Как вам удается добиваться поставленных целей? Наверное, это свойство характера. Вы какой по характеру? О борчанах говорят: «Упрямый народ». Вы считаете себя упрямым?

— Кто вам сказал, что борчане упрямые? Думаю, упрямство не главное. Важнее целеустремленность и настойчивость.

Я получаю удовлетворение от результативности работы. Сейчас не только принятые решения, но каждое сказанное мною слово приобретает определенный вес. Ведь я отвечаю за работу Законодательного Собрания Нижегородской области.

Без мелочной опеки

— Губернатора Валерия Павлиновича Шанцева, с которым вам, безусловно, приходится взаимодействовать, многие считают жестким управленцем. Как складываются ваши отношения?

— Все почему-то считают, что Шанцев — жесткий управленец. Это не так. Валерий Павлинович, на мой взгляд, даже более терпелив в отношениях, чем следовало бы губернатору. Но это как раз говорит в его пользу.

В любое время дня и ночи я могу позвонить ему по телефону по интересующему меня вопросу. Если у меня возникает необходимость встретиться с губернатором, он всегда откликается на мою просьбу. И нет с его стороны мелочной опеки, попыток «подруливать». А о каком-либо давлении вообще речи не идет. Наоборот, испытываю с его стороны поддержку. Поэтому мне комфортно с ним работать. Наше взаимодействие строится на конструктивной основе.

В кошки-мышки не играем

— В нынешнем региональном парламенте депутатов-аграриев можно пересчитать по пальцам, тем не менее Законодательное Собрание регулярно обращается к теме сельского хозяйства, и от законодателей нередко исходит инициатива по поддержке села. Что это означает? Может, общество приходит к пониманию, что надо поддерживать крестьянина?

— Сельское хозяйство не может и не должно быть самодостаточным, оно требует поддержки. Существует сегодня целый ряд программ на уровне федерации, регионов, направленных на поддержку АПК. Наши областные программы всеми субъектами РФ признаны как передовые. Эффект они дают ровно потому, что деньги идут целевые. Если ты реконструировал ферму, получаешь одну сумму, если построил новую ферму, получаешь другую. Если надоил и реализовал молоко или вырастил бычка и реализовал мясо, в этом случае тоже положена финансовая поддержка.

Это лишь несколько примеров. Наши аграрии уже убедились в том, что власть с ними в кошки мышки не играет. Поэтому ситуация постепенно меняется к лучшему.

Многих беспокоит вступление России в ВТО. К этому можно по-разному относиться. Но одно, на мой взгляд, бесспорно: конкурировать с зарубежными товаропроизводителями, не изменяя технологий и не покупая новое оборудование, нельзя. ВТО дает нам уникальную возможность привлечения новых технологий. Да, это затратно, да, это стоит денег. Я думаю, у нас еще есть время для использования возможностей государственной поддержки. Вот как раз на этом нужно сконцентрироваться. Надо очень быстро доводить производственную базу сельхозпредприятий до уровня мировых стандартов. Все реально, все можно сделать.

Безусловно, внедрение рыночных отношений в аграрный сектор идет сложнее, чем в промышленности. Тем не менее уже сейчас селяне понимают, что для получения помощи от государства они сами должны проявить активность, получить результат. Отдавая деньги налогоплательщиков в сельское хозяйство, мы вправе рассчитывать на отдачу.

— Деревня — это не только сельхозпроизводство. Это и дороги, и здравоохранение. Часто ли Законодательное Собрание обсуждает проблемы деревни? Можно ли, на ваш взгляд, хотя бы немного улучшить жизнь на селе и есть ли для этого возможности?

— Вне всяких сомнений, жизнь на селе надо менять к лучшему. И власть, депутаты Законодательного Собрания и правительство области, предпринимают для этого усилия — принят ряд программ, в рамках реализации которых проводятся газификация и электрификация населенных пунктов, работы по улучшению водоснабжения.

В 2010 году по инициативе депутатов фракции «Единая Россия» был выделен 1 миллиард рублей на обустройство сельских дорог. Сегодня в областном бюджете есть строка «Дорожный фонд», там уже порядка 9 миллиардов, достаточно большая часть средств пойдет на сельские дороги.

Но нормальная жизнь села возможна только при условии развития производительных сил. Важно, чтобы в деревню пришел инвестор, чтобы там закреплялась молодежь. Почему и реализуется областная программа по поддержке молодых специалистов, которая за несколько лет доказала свою эффективность.

А судьи кто?

— Если говорить о существовании в реалиях ВТО агропромышленного комплекса, одна из больших проблем — подготовка кадров. С одной стороны, у нас есть Нижегородская сельскохозяйственная академия, которой на днях исполняется 95 лет. С другой стороны, этот вуз назван Министерством образования и науки РФ в числе неэффективных, ходят слухи, что сельхозакадемия подлежит закрытию. Можем ли мы согласиться с этим?

— Конечно, нет! Что значит — академия неэффективная??? И по каким критериям был сделан такой вывод?

Это один из старейших вузов с богатым прошлым, и, я уверен, перспективным будущим. Ведь он не только готовит кадры для агропромышленного комплекса, но и является одним из центров научной работы в данном направлении.

Поэтому на закрытие такого вуза мы никогда не согласимся.

Расти, внучка!

— Евгений Викторович, конечно, у вас каждый день расписан по часам и минутам, но у любого человека должно быть что-то, кроме работы. Тихая гавань, отдушина, — для вас что это?

— Я давно уже живу в таком режиме, когда мое личное и рабочее время переплелись. Тем не менее, если выпадает выходной день, стараюсь провести его на природе – охоте, рыбалке.

Продолжая тему, скажу, что у меня есть внучка Виолетта. Когда прихожу домой, все ее внимание на мне. Кстати, в моей семье были одни мужики — нас три брата. У всех трех братьев сыновья. И только вот в четвертом поколении — у моего сына и племянника — родились девочки. И, конечно, для нас это было событие! Пусть они растут счастливыми!

— Спасибо за беседу.

С гостем имели удовольствие общаться за чашкой чая Елена БЕЛЯЕВА, Александр СИНИЦЫН и Николай РЯЗАНОВ.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.