Posted in Экономика
06.12.2012

Прибавить газу

Эффективное использование ресурсов, в том числе энергетических, — это веление времени. Ведь объемы их не бесконечны, а потому необходима экономия. Кроме того, при сбережении ресурсов экономятся финансы, будь то средства жителей или бюджетов разных уровней. Не случайно западные страны уже давно идут по пути внедрения ресурсо-сберегающих технологий, да и Россия встала на этот путь. А мы решили посмотреть, какие проекты реализуются в нашей области, и подготовили при поддержке правительства региона эту страницу.

Правительство Нижегородской области, ОАО «Газпром газэнергосеть» и ЗАО «СИБУР Холдинг» стали победителями в номинации «Энергоэффективность на транспорте». Конкурс проводил Национальный союз энергосбережения. Среди соискателей были российские и иностранные компании, работающие на территории нашей страны, а также частные лица, которые реализовали проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в течение 2010   2012 годов.

Дипломы представителям Нижегородской области вручены за реализацию совместного пилотного проекта по переоборудованию муниципального общественного транспорта для работы на сжиженном углеводородном газе. В рамках проекта в первом полугодии 2012 года на пропан-бутан было переведено 99 автобусов.

— Мы рассматриваем эту программу как первый шаг, чтобы показать экономический эффект от перевода на газомоторное топливо, — говорит заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Ковезин. — Снижение затрат перевозчиков на закупку топлива составляет более 560 тысяч рублей в месяц, а годовая экономия средств по итогам проекта превысит 6,5 млн рублей. Экономия от программы переоборудования автобусов позволит транспортным предприятиям обновлять подвижной состав и развивать производство…

Еще 250 автобусов, работающих на метане, планируется приобрести уже на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней. Масштабный совместный проект претендует на статус пилотного в стране.

По словам Сергея Ковезина, кроме городских и областных властей, участвовать в проекте готовы машиностроительный холдинг «Русские машины» и профильные структуры «Газпрома». Уже подписан протокол о создании рабочей группы, в которую войдут представители четырех сторон. Составляются письма в Минтранс и Минфин. От Федерации область рассчитывает получить половину стоимости новых автобусов, или более 900 млн руб.

Старые автобусы переводить на газомоторное топливо нерентабельно: возраст существующего автобусного парка — шесть-семь лет, и они частично подлежат списанию:

— Нам все равно нужно приобретать новые автобусы, дизельные или работающие на газомоторном топливе, — считает заместитель главы региона. — А экономия от работы на природном газе составляет, по разным оценкам, от 25 до 40 процентов…

По его прогнозу, даже если Федерация сразу согласится на софинансирование, реализация проекта займет не менее года: время уйдет на проектирование и строительство газозаправочных станций (АГЗС), производство автобусов и реализацию лизинговых схем. Поэтому если сейчас будет принято решение, новые автобусы выйдут в рейс в первой половине 2014 года.

В этом году Федерация уже предлагала региону финансирование покупки 14 новых автобусов, работающих на сжиженном природном газе, но правительство области взяло тайм-аут, поскольку строительство отдельной газозаправочной станции для такого малого количества нерентабельно.

— Экономический интерес у продавцов топлива возникнет, только если на газ переводить сразу целый автобусный парк: потребуется новая техника обслуживания, новая заправка, которая должна находиться в пределах 1,5   2 км от автопарка. Строительство АГЗС обходится примерно в 180 млн рублей, и чтобы она окупалась, должно быть не менее 200 потребителей в день, — говорит Сергей Ковезин. — Машины с газобаллонным оборудованием решено закупать для крупнейшего в областном центре автобусного парка № 7.

Холдинг «Русские машины» готов предложить низкопольные городские автобусы ЛиАЗ-5293, работающие на газомоторном топливе и оснащенные двигателями экологического стандарта «Евро-4». Возможности холдинга позволяют осуществлять также сервисное обслуживание техники.

В свою очередь структуры «Газпрома» построят АГЗС.

— В данный момент прорабатывается технико-экономическое обоснование строительства газонаполнительной компрессорной станции в Нижегородской области, — говорит директор по развитию розничной сети ОАО «Газпром газэнергосеть» Михаил Дмитриев.

В настоящее время, по данным регионального правительства, рынок газомоторного топлива в Нижегородской области включает 70 АГЗС, реализующих сжиженный углеводородный газ (СУГ), 22 многотопливных АЗС и три газонаполнительные компрессорные станции, реализующие компримированный природный газ, — в Нижнем Новгороде и в Дзержинске.

Всего в России порядка 270 метановых АГЗС и около 3 тысяч пропан-бутановых газозаправочных станций. Количество же бензиновых и дизельных АЗС в России измеряется десятками тысяч.

По использованию газомоторного топлива Россия сейчас находится на 20-м месте в мире.