03.08.2018

КАПРИЗ ПРИРОДЫ УДАРИЛ ПО КАРМАНУ

Почему фермер недосчитается доходов

Экстремалам в радость

К лесу подъезжаем по хорошо накатанной грунтовке. Между тем, по словам местных жителей, еще неделю назад ее не было: обычное поле.

Дорогу и тропинки пробили любители острых ощущений, большими группами съезжающиеся в деревеньку Неледино, где недавно появилась новая «достопримечательность» — провал посреди поля, больше похожий на бездонную пропасть. Конечно, место вокруг огорожено, установлены таблички, запрещающие проезд и хождение. Наверное, именно поэтому тропа становится всё натоптаннее…

Провал возник неожиданно. Ему не предшествовал ни подземный гул, ни дрожание почвы. Необычно правильная форма воронки и огромная глубина сразу породили множество версий о происхождении провала: дескать, проделки инопланетян. Но ученые-геологи и специалисты министерства чрезвычайных ситуаций сдержанны. Вряд ли огромную дырку в земле устроили «зелёные человечки». Вероятно, провал образовался из-за карстовых процессов.

В региональном управлении МЧС считают: провал образовался из-за размывания почвы и горной породы грунтовыми водами. Для юга области в подобном явлении нет ничего удивительного. Необычным стал лишь размер воронки, составлявший поначалу свыше 30 метров в диаметре и более 50 в глубину.

Глава районной администрации Максим Межевов пояснил:

— Районные власти обратились к специалистам противокарстовой и береговой защиты для проведения обследования. В рамках выполнения служебных обязанностей там работали представители МЧС по Шатковскому району. Так как провал образовался в поле, в двух километрах от населенного пункта, где нет поблизости жилых домов, погибших и пострадавших от этого события нет.

По предварительным данным ученых Дзержинской карстовой лаборатории, провал связан с природными, а не техногенными факторами. Предположительно, в местности, где произошло событие, карстуются гипсы или гипсы и карбонаты. Две трети Шатковского района стоят на карсте.

— Да вон, гляньте на склоны оврага, — показывают местные провожатые на опушку леса в паре километров от злополучной воронки. — Там сплошные провалы. Только маленькие и уже давние.

Для нелединских механизаторов и фермера Сергея Буторова нынешний провал значим. Яма образовалась на земле сельхозназначения, которую Сергей четыре года назад взял в аренду у района.

— Я немедленно поехал на поле, в бездну заглянул и очень впечатлился, — рассказывает Буторов. — У меня сразу двойственные чувства — большое разочарование — ведь немалый кусок земли потерял, а это беда для крестьянина, — но и порадовался, что тракториста там в это время не было. Легко туда трактор мог «ухнуть». У меня механизатор там до этого работал на тяжелом Т-150. Мог не заметить в траве, а при движении машины можно и не успеть остановиться.

В прошлом году во время уборки по этому полю и комбайны проезжали, а «КамАЗы» как раз на этом месте стояли, ожидая загрузки!.. Разве могли земледельцы угадать, где можно стоять, а где опасно?

В этом году поле тоже активно обрабатывалось. Сергей планировал озимые там разместить. Как раз в августе намечал работать. Летом поле «отдыхало» под парами. Участок подзарос, так что фермер как раз в ближайшее время намечал провести химобработку.

Деньги, улетевшие в трубу

— Провал сильно ударил по экономике фермерского хозяйства и еще ударит, — сетует агроном Евгений Лукичёв. — Нам придется исключить из обработки довольно большое поле — 28 гектаров, а это немалая площадь. Землями сельхозназначения сегодня не разбрасываются, их в нашей округе не так много. Особенно огорчает, что в эту землю уже вложены деньги. Этой весной мы провели там две механические обработки — культивацию и дискование. Уже хотели делать химобработку, а там и озимый сев…

Сергей Буторов статус фермера приобрел неожиданно. Поначалу пришел он в сельхозуправление просить землю, будучи еще только владельцем ЛПХ. Но работящего и серьезного парня там хорошо знали. Обсудили перспективы развития и предложили ему создать КФХ. Району же такие фермеры нужны.

Буторов в работе на земле не новичок. С шестого класса каждое лето трудился на комбайне. Да и жена Елена уже пробовала вести фермерское хозяйство. Костяк фермерского коллектива, конечно же, составляет семья. Землепользование в КФХ традиционное, фермер его называет «старым дедовским способом», который себя ничем не опорочил. Землю здесь обязательно поднимают плугом, по возможности дают полям набрать силы под парами.

Словом, хозяин Буторов хороший, но вот теперь из-за капризов природы экономике его КФХ нанесен урон. Страховки у него нет, а в договоре аренды не прописаны условия на подобный случай. Упущенная выгода с этого участка может составить до 400 тысяч рублей. Озимые культуры должны были дать урожай приблизительно в 60 тонн.

Но теперь почти три десятка гектаров нельзя использовать. По карману это бьет больно. Вероятность получения компенсации от государства невелика. Да и говорить об этом можно будет только после получения результатов исследования геологов. Но в любом случае, пока «проблемная зона» будет выделена в отдельный участок, пока получит собственный кадастровый номер, пока пройдут расчеты по уменьшению арендной платы… Кстати, Сергей ежегодно выплачивает налогов за всю арендуемую землю почти 70 тысяч рублей.

Туманные перспективы

Впору фермеру брать на вооружение опыт Остапа Бендера. Поток охотников за острыми ощущениями не ослабевает. Время огораживать территорию и взимать плату «на капитальный ремонт провала»…

Вернуть землю в оборот вряд ли получится. Засыпать ее абсолютно невозможно. Подсчитано, что на это уйдет несколько сотен «КамАЗов» грунта. Это и экономически невыгодно, да и не дает гарантированного результата. Обсаживание краёв провала растениями с мощной корневой системой специалисты также отвергли, как неэффективный способ. Есть предложение направленного в центр воронки взрыва, после которого глубокий провал может превратиться в пологую впадину. Но вряд ли геологи и экологи дадут разрешение на такие работы. Словом, пока решение одно — наблюдать и ждать развития событий. Со временем вертикальные стенки осыпятся и превратятся в относительно безопасный конус.

Сегодня воронка в земле уже не имеет столь правильной формы, как в первые дни обрушения. Яма понемногу осыпается и уже выглядит как классический карстовый провал. Кстати, Буторов, проходивший армейскую службу в космических войсках, тоже не поддерживает теорию инопланетного происхождения провала.

— Я не геолог, судить о причинах не мне, но карстовых провалов у нас в округе, да и на моих полях тоже, много. Один из них как раз весной неподалёку случился.

На публичной кадастровой карте, доступной в интернете, можно увидеть большое количество оврагов и ям в этой местности. Масштаб проблем юга Нижегородчины из-за обрушений карста представлен наглядно.

Нелединский провал, конечно, велик. В яму глубиной более 50 метров легко уместятся три пятиэтажных дома. Однако есть в округе и более масштабные, и даже знаменитые, карстовые явления. В соседнем Перевозском районе, недалеко от Неледина, располагаются известные туристам Ичалковские пещеры. Они имеют карстовую природу. Подтверждено, что такое же происхождение имеет и знаменитая подводная пещера Вадская воклина, в которую до недавнего времени массово ныряли дайверы. Сегодня вход в воклину обрушился, но не исключено, что позже откроется новый на другом месте. Карстовые процессы в наших краях не прекращаются.

Впрочем, будет ли Нелединский провал туристическим объектом или нет, не столь важно. Лишь бы он не превратился в стихийное место свалки бытового мусора, как случилось с карстовым провалом в соседних Чапарах, и не стал особой головной болью фермера Буторова.

Александр КУРИКОВ.

Шатковский район.

Фото автора.