Жизнь без учета населения
В тщетных поисках справедливости
Что мы могли узнать о селе Чуфарове до того, как с нами связались наши читатели, проживающие там? Например, могли выяснить, что расположен населенный пункт на берегу речушки Пицы, впадающей в Пьяну, что церковь, чудом сохранившаяся в селе, освящена и открыта в далеком 1790 году. Полистав архивы и исторические свидетельства, выяснили бы следующее: Чуфарово — вотчина боярского рода Чуфаровых, известная с XVII века. Однако по приезде в село перед нами предстала совсем другая история — более прозаическая и, честно говоря, обескураживающая.
Как оказалось, в селе лет уже, наверное, семь закрыт фельдшерско-акушерский пункт, и все это время старикам, которые составляют большинство населения, приходится добираться в ФАП, расположенный за два километра в соседнем селе Янове или ехать в райцентр. Интересно, что поводом для закрытия медицинского учреждения послужила чисто аварийная ситуация — под толстым слоем снега провалилась крыша, а уж потом компетентные инстанции, оценив сумму восстановительных работ, пришли к выводу: держать в Чуфарове фельдшера нецелесообразно.
Также попутно мы узнали, что дорога, проходящая через село, не ремонтировалась вот уже 20 лет, и лишь наледь скрывает зимой многочисленные рытвины и колдобины. В прошлом году у школьного автобуса в таких экстремальных условиях два раза пробивало колеса, и дети подвергались опасности. Но и это не все.
В Чуфарове с населением около 200 человек практически отсутствует инфраструктура — сначала закрылась в рамках оптимизации школа, в здании которой позднее разместили ФАП, а потом и он приказал долго жить. В селе, растянутом по обеим сторонам дороги на многие сотни метров, нет ни одного магазина. Знаменитая церковь, помнящая еще времена правления Екатерины Великой, находится в плачевном состоянии. По большим праздникам священник и прихожане на свой страх и риск собираются здесь на службу — под сводами, что могут в любой момент рухнуть. Расположенный рядом памятник не вернувшимся с войны односельчанам стоит без таблички с именами, видимо ожидая, что эти имена все-таки вспомнят. Сельское кладбище тоже пребывает в далеко не лучшем состоянии, отказывая людям даже в достойном последнем прибежище.
Теперь односельчанам остается только жаловаться друг другу на судьбу да пытаться сообща найти справедливость. Правда, в Чуфарове нет сейчас ни клуба, ни библиотеки, ни другого помещения для проведения собраний или сходов. В теплое время года актив села собирается на улице, а когда наступает холод, неравнодушных земляков в своем доме привечают Михаил и Валентина Воронины. Их дом стоит как раз по соседству с бывшим ФАПом, вернее, с его руинами, и выкрашенные в желтый цвет стены приземистого деревенского жилища горят, будто последний луч солнца среди серого запустения. В морозный зимний день мы тоже побывали здесь в гостях, чтобы поговорить с людьми, решившими снова обсудить насущные проблемы поселения.
Проблемы
на каждом шагу
— Была у нас фельдшер Ольга Васильевна, к которой мы, пенсионеры, часто обращались за помощью, ведь у каждого то давление, то сердце, то еще какая-нибудь хворь, — вспоминает хозяйка дома Валентина Алексеевна. — Сейчас приходится добираться пешком до Янова, ведь автобус ходит только дважды в день, и то лишь три раза в неделю, а другого транспорта в селе не найти. Такси стоит где-то 350 рублей в одну сторону, в период паводка, когда затапливает мост и нужно ехать в объезд, водители берут еще больше. В экстренных случаях вызываем «скорую помощь», это последняя надежда. Обращались мы в сельскую администрацию и в администрацию района, но нам ответили, что для такого небольшого населенного пункта держать собственный ФАП нецелесообразно.
Изначально на восстановление крыши здания требовалось около 300 тысяч рублей. Теперь, когда оно на протяжении нескольких лет стоит в аварийном состоянии под открытым небом, ремонт необходим далеко не только кровле, что, безусловно, существенно увеличило и общую сумму необходимых затрат. А тут еще возникла проблема с правом собственности данного строения. Когда-то это была школа, но после въезда сюда медицинского учреждения здание, по словам односельчан, оставалось по-прежнему на балансе управления народного образования. Потом выяснилось, что нашелся частный покупатель для нескольких помещений. Сделка состоялась, однако никаких подтверждающих этот факт документов жители Чуфарова не видели. Так или иначе, новый владелец остался таким же равнодушным к судьбе своего имущества, как и прежний.
— Проблемы у нас на каждом шагу — вот, например, раньше показания электросчетчиков мы снимали и передавали в Сергач, а теперь только в Нижнем Новгороде их принимают, — жалуется Геннадий Алексеевич Шевантаев, которому 82 года. — Нам, старым людям, и так тяжело было во всех этих нюансах разбираться.
Когда-то действовал в Чуфарове колхоз‑миллионер «Заветы Ленина». Хозяйство было крепкое, да и как могло быть иначе на таких-то плодородных землях. Предприятие активно занималось растениеводством, производило молоко, выращивало лошадей и свиней. Как известно, там, где есть бюджетообразующее производство, и сама территория успешно развивается. Дороги своевременно ремонтировали и чистили, инфраструктура села и все социально значимые объекты работали исправно, люди имели стабильный заработок, и молодежь не искала повода поскорее уехать отсюда. Но предприятие обанкротилось, и теперь некому заботиться о качестве жизни в Чуфарове. Земля, находящаяся в паях, сейчас частично обрабатывается фермером из соседней деревни Шубино Мухтяром Хайретдиновым.
— Заключил с бывшими колхозниками договоры, сам размежевал землю, взял на себя уплату налогов и теперь по условиям соглашения даю деньги и часть урожая дольщикам, — говорит Мухтяр Абдуллович, посетивший очередной сельский сход. — Я на этих землях пашу и сею уже пятнадцатый год, поэтому судьба Чуфарова мне небезразлична. У нас в соседнем Шубине ФАП тоже закрыли, там моя супруга фельдшером работала. Теперь людям даже давление некому померить, а ведь сердечно-сосудистые заболевания — главная причина высокой смертности. Здесь живет много пенсионеров, которые заслужили заботливое отношение к их здоровью.
В мутных водах бюрократии
Посредниками между населением и властью для ведения конструктивного диалога должны были бы стать депутаты, которые накануне очередных выборов активно идут в массы, обещая золотые горы. В Чуфарове своих депутатов знать не знают. Говорят, живет в селе какой-то, но от здешних проблем отмахивается — мол, не моя юрисдикция. А ведь с той же проезжей частью можно было бы попытаться решить вопрос, включив ее ремонт в какую-нибудь программу, например поддержки местных инициатив. Население наверняка согласилось бы поучаствовать. Но представительным органам, похоже, недосуг. Вот и приходится селянам руководствоваться принципом, вынесенным из романа «Двенадцать стульев»: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Одним из таких пловцов в мутных водах местной бюрократии стала Зоя Лебедянова.
— Куда мы только не обращались, — вступает в разговор Зоя Михайловна. — Про нашу дорогу писали даже в главное управление автомобильных дорог в Нижний Новгород. Направляли письма в районную прокуратуру по поводу ФАПа и других наших неурядиц. В итоге нам отвечают, что либо нет средств, либо нет целесообразности проведения ремонтных и восстановительных работ. Вот и все.
Чтобы не быть голословной, Зоя Михайловна захватила с собой официальные ответы организаций, куда она обращалась. Например, по поводу неудовлетворительного состояния единственного в селе колодца из инспекции административно-технического надзора Нижегородской области ей ответили так: «Ответственность за состояние наземных частей линейных сооружений и коммуникаций лежит на администрации Лопатинского сельсовета Сергачского муниципального района». А вот, что касается ФАПа. В мае прошлого года из областного министерства здравоохранения Зое Лебедяновой сообщили, что в 2014 году здание исключено из реестра муниципального имущества района в связи с ветхостью, а медицинское обслуживание населения Чуфарова обеспечивается теперь фельдшером ФАПа в Янове, расположенного на расстоянии 2 км, и специалистами ЦРБ, до которой целых 20 км. По поводу разбитой дороги компетентные люди из главного управления автомобильных дорог написали дотошной жительнице села, что участок трассы длиной почти три с половиной километра хоть и является областной собственностью, но в программу «Развитие транспортной системы Нижегородской области до 2016 года» не попал. Вот такой замкнутый круг.
И все же письма письмами, но нам захотелось лично услышать, что думают на этот счет местные власти, которые, как никто другой, должны принимать активное участие в судьбе села. Начать мы решили с верха и пообщались с заместителем главы районной администрации Анной Ремчуковой, временно исполнявшей в тот момент обязанности руководителя. Анна Николаевна сразу пояснила, что вопросы здравоохранения находятся в компетенции профильного министерства, а дорога в Чуфарове, не являясь муниципальной, отнесена к ведению сельсовета, как и ситуация с колодцем, учитывая, что водоснабжение села обеспечивается за счет скважин.
Две реальности
Мы дозвонились до заместителя главы Лопатинского сельсовета Любови Сиухиной, куда территориально относится Чуфарово. В разговоре Любовь Анатольевна сообщила, что здание бывшего ФАПа теперь находится в частной собственности у жителя села Янова. Почему новый владелец до сих пор содержит свою недвижимость в аварийном состоянии, она сказать затруднилась, впрочем, дело-то хозяйское. Дорога, проходящая через Чуфарово, принадлежит областному дорожному фонду, поэтому даже самосвал щебня сельсовет не вправе высыпать на этот участок. И по поводу колодца последовал комментарий. В Лопатинский сельсовет входит добрый десяток сел и деревень, поэтому деньги из бюджета в первую очередь направляются на решение самых острых проблем. В других населенных пунктах ситуация с водоснабжением гораздо серьезнее, ведь во многих из них нет централизованной системы подачи воды, как в Чуфарове. Так что колодец — частный вопрос тех нескольких человек, кто живет рядом с ним. Поговорили и о других недочетах. Памятник воинам хотели отремонтировать в рамках программы поддержки местных инициатив, но, со слов Любови Анатольевны, население отказалось. Оказывается, жители Чуфарова в общей массе высказались и против стационарного магазина в селе, отдавая предпочтение автолавке, работающей адресно.
Таким образом, мы выяснили, что село существует как бы в двух реальностях — одна возникает перед глазами и оживает в грустных исповедях отчаявшихся крестьян, а другая обитает в сухих цифрах официальной отчетности. И вроде бы обе имеют веские обоснования, но тут вспомнилось изречение Екатерины Великой, при которой строился в Чуфарове храм, пребывающий ныне в запустении: великое государство не может жить без учета населения. Вот тут-то все и встает на свои места.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Сергачский район.