В нашей школе Интернет — для детей Угрозы.NET
Нижегородские педагоги разработали множество вариантов создания безопасной информационной среды. В рамках IX Международного форума информационных технологий
«IT Forum 2020/Джем» на территории Нижегородской ярмарки состоялись подведение итогов и церемония награждения лауреатов регионального конкурса «Безопасная информационная образовательная среда».
Лучшие учителя информатики из городов и районов области работали над тем, как сделать Интернет безопасным для учащихся.
В числе задач конкурса не только привлечение внимания общественности к насущной проблеме, но и создание доступного информационного пространства для обмена опытом. У педагогов есть свое видение решения проблемы. Они пытаются формировать у подрастающего поколения навыки грамотного и ответственного поведения в Интернете.
Ирина Баранцева, учитель информатики Арьевской общеобразовательной школы Уренского района, охотно рассказывает о проекте, над которым она работала:
— Участие в конкурсе стало для нас дополнительным стимулом, хотя и раньше мы занимались разработкой этой темы. Каждый год проводим у себя в школе неделю безопасного Интернета, в продолжение которой стараемся как можно больше говорить с детьми и их родителями о том, как правильно пользоваться всемирной сетью.Однако в этот раз ставили перед собой масштабную цель по систематизации всего имеющегося опыта. В результате была разработана кейсовая технология. Это означает следующее: для школьников разного возраста создан свой «кейс», который включает в себя учебные материалы. В увлекательной и соответствующей возрасту ребенка форме мы рассказываем о правилах грамотного поведения в сети. Для учащихся 5-6-х классов материалы обрели форму комиксов…
Постоянно проводятся ликбезы для родителей. Ведь далеко не все настолько грамотные компьютерные пользователи, что могут уберечь ребенка от вредоносной информации. А потому школьными силами организована команда волонтеров. Старшеклассники ходят по домам и предлагают установить контент-фильтры. Многие родители инициативу поддержали.
— Каждую неделю безопасного Интернета мы завершаем какой-либо акцией, — продолжает Ирина Баранцева. — Для младших школьников устраиваем «Дни без гаджетов», а в этом году планируем построить большую красивую горку, которой у нас в поселке пока нет. Работа на свежем воздухе – лучшее средство в борьбе с интернет-зависимостью…
Ирина Борисовна с «кейсовой» технологией завоевала для родной школы второе место в номинации «Научно‑методическое и дидактическое обеспечение безопасной информационной образовательной среды». Стоит заметить, что итоги конкурса подводились в трех номинациях. Кроме упомянутой, это «Программно-техническое решение» и «Организационно-управленческое решение».
В целях распространения эффективных замыслов состоялась презентация в формате «Панорама проектных идей». Перед выступающими стояла нелегкая задача – за 5 минут представить ключевую идею своего проекта, раскрыть проблему и пути ее решения. Актуальность и значимость представленных материалов комментировали эксперты. Ознакомиться с результатами вы можете на сайте Нижегородского института развития образования.
Выступление одного из победителей, занявшего первое место в номинации «Программно-техническое решение», запомнилось участникам и гостям особенно. Сергей Галкин, учитель информатики Водоватовской средней школы Арзамасского района, представил вниманию публики не только методические разработки, но и конкретный технический проект, готовый к применению. Педагог создал новейший контент-фильтр для школьных компьютеров, тем самым сэкономив солидные материальные средства для своего учебного заведения. Над проектом Сергей Иванович работает уже несколько лет и признается, что времени и сил в него было вложено очень много. Однако коллегам о своих изысканиях он рассказывает легко:
— В Интернете есть ВСЁ. Это факт. И, конечно же, ВСЁ знать и видеть нашим детям вовсе не обязательно. Требовалось обезопасить школьников от запрещенных сайтов, нецензурной лексики, хамства, брани, игр. Могу сказать, что контент-фильтр получился довольно суровый. Мы объединили все возможные комбинации – списки запрещенных слов и фраз составляли самостоятельно. Доступ к компьютерам – только через пароли. Для школьников они свои, для учителей – свои. Всеми наработками, которые позволили сэкономить нашей школе 80 тысяч рублей, готовы поделиться…
На достигнутом Сергей Галкин останавливаться не намерен. По его словам, созданную систему нужно дорабатывать, а возможно, основываясь на этом опыте, создавать новую, более совершенную. Однако результатами и учитель, и его коллеги более чем довольны.
— Ученики используют школьные компьютеры только в процессе обучения, — подводит итог Сергей Иванович. — Для нас это лучший результат и подтверждение того, что работали мы не зря!
Гран-при конкурса был присужден школе № 105 Нижнего Новгорода, проект которой в наибольшей степени отражал системный подход. Елена Маслова, заместитель директора, рассказала, что в результате работы создана полная база материалов и указаний по проведению классных часов, бесед, уроков и мероприятий, посвященных безопасности в Интернете.
Примечательный факт: несмотря на то, что число пользователей всемирной паутины ежедневно растет, популярность печатных СМИ ничуть не падает. Гордость школы, газета «Стопятка», представила очередной выпуск, посвященный вопросам безопасности в сети.