Юрист де юре, фермер де факто
Это уже не первое появление рубрики «Первая четверть» в газете «Земля нижегородская». Напомним, недавно исполнилось 25 лет с того момента, когда в нашей стране стартовало массовое фермерское движение. Четверть века — повод посмотреть, что представляет из себя сообщество фермеров в настоящее время. Поэтому мы и начали новую рубрику. На этот раз расскажем о Рустаме Бшаряне из Вадского района.
Взялся «за плуг»
Ровно десять лет назад он по совету отца рискнул заняться сельским бизнесом и до сих пор ни разу не пожалел о принятом решении.
— О чем тут жалеть? — рассуждает Рустам Айлазович. — Производство наладил, дело идет. Есть удовлетворение от работы. Если бы не взялся «за плуг», то здешняя земля сегодня была бы в запустении. Разве это правильно?
Наверное, 25-летнему парню, имеющему юридическое образование, было непросто стать фермером. Все приходилось постигать на практике. Но Рустам справился. В Вадском районе его хозяйство одно из самых стабильных. Важно, что на ферме получили работу более 30 человек, которым иначе бы в селе работы не нашлось.
— Наш район за несколько лет с помощью областной программы поддержки молочного производства увеличил годовое производство молока с 13 до 20 тысяч тонн, — рассказывает начальник сельхозуправления Владимир Белозёров. — В этом есть немалая доля крестьянско-фермерского хозяйства Рустама Айлазовича.
Спасти буренок
от ножа
Начинал молодой фермер практически с нуля — с брошенной колхозной базы в селе Лопатине, где когда-то располагался крупный откормочник. Позже спас и ферму в селе Стрелка. Все, что там оставалось к тому моменту, — это скот, годный только на выбраковку.
Пошли бы буренки под нож, но у Рустама намерения в отношении хозяйства были другие. Продуктивности те коровёнки, конечно, не давали никакой, однако резать скот значило окончательно уничтожить сельхозпроизводство.
— Приобретал хозяйство в несколько приемов — поначалу выкупил животных, — вспоминает Рустам. — При 150 коровах и сотне голов шлейфа не было у меня ни клочка земли. Взялся выкупать паи, оформлять собственность на угодья. Скотные дворы пришлось долго арендовать, копить нужные средства. Когда помещения тоже стали собственностью, пришлось вложить немало средств в их ремонт и реконструкцию. По совету специалистов сельхозуправления стал входить в разные федеральные и областные программы поддержки. Часть помещений реконструировал с помощью государства. Два двора ремонтировал на собственные средства…
Первой задачей нового хозяина стало обновление стада. Для наращивания производства молока закупил Бшарян племенных телок швицкой породы. Сейчас покупать скот уже нет острой необходимости. Телок хозяйство выращивает своих. Наладили скрещивание черно-пестрых животных со швицами. Купили племенных быков, стали выводить своеобразную русско-канадскую породу. Голштинизация по-фермерски получается неплохо. Много толковых советов Бшарян получил от соседей из СПК «Дубенское».
Пришлось решать и проблему кормления по сбалансированному рациону.
В 2006 году продуктивность стада была 3110 литров на корову, сейчас доходит до 5000.
Останавливаться фермер не намерен. Надои можно еще увеличить. Поэтому есть планы у Рустама заняться производством кукурузы на зерно. В этом году 20 га посеет на пробу.
Свежий воздух
и шелуха
В реконструированных дворах скоту вполне комфортно. Устроены кормовые столы. Теперь нет проблем с раздачей кормов.
Чистоту во дворах поддерживать рабочим несложно — везде подстилка из опилок. Опилками здесь, кстати, засыпают даже подъезды к фермам. Таким образом грязь убирать легче, вычищая всё до асфальта.
Во время реконструкции на фермах сделали вентиляционно-световые шахты. Воздух теперь всегда свежий. Фермерский подход — вместо световых коньков во всю крышу сделали только окна. И старые плиты перекрытий не ослабили, и света вполне достаточно.
Не забыли во время реконструкции и про молокопроводы. Рука доярки молока не касается.
Молодняком Рустам Айлазович особенно гордится:
— Посмотрите, какие у нас красавицы выросли. Живые, общительные, любят позировать. Кстати, обратите внимание, на чем они стоят. Это овсяная шелуха. Берем ее на подстилку у одного из переработчиков. Нам она обходится только в цену доставки. Раньше мы стелили телятам опилки, а они их пытались жевать. И в животах получались «свертки» — спасти малышей уже не удавалось. Теперь проблем нет. Коровам тоже скоро организуем такую подстилку.
Вроде
холодильника
Занимается Рустам и откормом скота, всегда содержит свыше 200 голов. Многие сегодня отказываются от этого направления животноводства, но только не Бшарян.
— Потому что у меня откорм неубыточен, — утверждает фермер. — Думаю, что те, кто говорят о его убыточности, лукавят. Откорм — это что-то вроде «холодильника», резерва на крайний случай. Если прижмет, могу скот продать и получить живые деньги…
Подумывает Бшарян о развитии специализированного мясного направления. Вынашивает идею заняться производством мраморного мяса. В районном сельхозуправлении его поддерживают. В ближайших планах у Рустама — приобрести герефордов или абердин-ангусов.
Квартиры ждут владельцев
Как мы уже говорили, работают у фермера более 30 человек, не считая сезонных рабочих. Одних доярок — 10. Как говорит Рустам, коллектив постоянный, текучки нет.
Любовь Михайлова, к примеру, в хозяйстве трудится уже свыше 30 лет. Как пришла на ферму еще в колхозные времена, так до сих пор и не уходила. Ухаживает за телками очень ответственно, у нее самая большая группа. Своего работодателя хвалит, фермерский подход к содержанию скота одобряет.
К слову, фермеру нужны специалисты. Хозяйству требуются ветврач и зоотехник. Чтобы привлечь выпускников сельхозакадемии, Бшарян купил две квартиры. Съездил в вуз. Условия предлагал такие: пять лет отработай — и получи жилье в собственность. Но желающих не нашёл.
Так что проблему нехватки специалистов продолжает решать путем самообразования. Хорошо, что всегда готовы помочь советом специалисты сельхозуправления и соседних хозяйств.
Александр КУРИКОВ.
Вадский район.