Когда есть подворье, есть уверенность
С «железками»проще…
Если бы в студенческие годы Андрею Захарову сказали, что он свяжет свою жизнь с сельским хозяйством, ни за что бы не поверил. Как и его жена Елена, у родителей которой было подворье, и она не понаслышке знала, какой это тяжелый труд.
Они поженились, когда Андрей закончил политехнический институт, и сразу начали строить дом в родном поселке Сосновское. Андрей 20 лет трудился начальником участка по производству шарнирно-губцевого инструмента на заводе «Металлист», потом возглавил производственный отдел. Занимался любимым делом и не догадывался, что судьба готовит ему крутой поворот.
Началось все с перемены места работы — перешел в частную компанию, где получил серьезную травму и на целых два года выбыл из строя. Вот тогда-то и решил завести подворье — надо было кормить семью.
Надумал разводить свиней вьетнамской породы.
— Эти свиньи неприхотливые, очень аккуратные, и, главное, в небольшом хозяйстве можно держать своего хряка, — поясняет Андрей Борисович.
На деле все оказалось не так просто, как описывалось в Интернете, где он находил необходимую информацию о вьетнамской породе.
— Тонкостей много, с «железками» было проще, — признается Андрей Захаров.
Сейчас в его хозяйстве четыре супоросные свинки, два хряка и 15 малышей.
— Роды сам принимаю, — рассказывает фермер. — Хотя опоросы у вьетнамок могут проходить и без присутствия человека, в отличие от белых свиней, за которыми надо обязательно следить. Вьетнамские свиноматки обладают хорошим материнским инстинктом и заботятся о потомстве…
А еще они обладают крепким иммунитетом, который позволяет им легко приспосабливаться к холоду. Правда, не переносят сквозняков. Пришлось утеплить сарай.
— Площадей мало, — показывает хозяин на поросят, которым действительно негде разгуляться. — Поэтому занимаюсь только реализацией молодняка. Вести откорм пока не готов — нужно большое помещение. Было бы проще, если бы появилась возможность пасти животных на лугах.
Угощение для Тимона
Хряк Тимон — всеобщий любимец. Такую кличку ему дал девятилетний сын хозяев, насмотревшийся мультиков. Хряку уже два года. У него необычный мраморный окрас. Он и движется с достоинством, словно сознавая свое превосходство.
— Тимон флегматичный, любит ласку, — поглаживает фермер похрюкивающего от удовольствия кабана. — Содержать такого большого хряка нетрудно, он потребляет всего 700 граммов концентратов…
Вислобрюхие свиньи едят мало, но довольно часто. В основном их рацион состоит из зеленых кормов, поэтому они и получили название травоядных. Однако это не значит, что животных можно содержать исключительно на подножном корме.
— Даем комбикорм, — говорит Андрей Захаров. — Любят овощи. Сейчас урожай практически доедают, надо переходить на овощные отходы — есть предложение от одного нижегородца…
Огород у Захаровых 10 соток — за грядками следит в основном Елена. Семья выращивает много разных овощей, но на такое большое хозяйство все равно не хватает.
Пока мы общались, Тимон поедал тыкву — аппетит у него отменный.
Отличительной внешней особенностью вьетнамских свиней является большой отвисающий живот, не случайно их называют вислобрюхими.
Вес взрослой вьетнамской свиньи около 100 килограммов. Иногда достигает 150-200 кг. Свиноматки плодовиты. В помете может быть до 18 поросят, но чаще всего они дают 12 детенышей. За год от одной свиньи можно получить примерно 24 вислобрюхих поросенка.
Мясо вьетнамских свиней считается деликатесным продуктом и стоит довольно дорого.
Даже если ошибся — иди вперед
Недавно хозяин купил в деревне Глядково старый дом и взял в аренду 35 соток земли. Там и собирается строить новую ферму. Планирует разводить также кур. Несколько дней назад привез из Сергиева Посада генофондных — двух карликовых яичной породы и одну мясную.
Хочется также разводить индюков. Мечтает о породистых козах — прочел много литературы об их содержании.
Ну а в ближайших планах фермера — приобрести инкубатор для птицы и купить еще земли.
— Когда работал на предприятии, не думал, что придется заняться сельским хозяйством, — продолжает Андрей Борисович. — К сожалению, нас не учат смотреть в будущее. А если человек окажется в такой ситуации, что придется уйти с работы? Надеяться на пенсию нет смысла, надо иметь дополнительный заработок и доказывать себе, что многое можешь. Сейчас меня не пугает будущее — могу накормить свою семью, что бы ни случилось. Прежде такого опыта у меня не было. Мой совет всем: не бойтесь пробовать себя в новом деле, двигайтесь вперед.
Светлана ГУНДОРОВА.
Сосновский район.