Хочешь узнать цену? Плати!
Проблемы, встающие перед производителями и переработчиками молока, и пути их преодоления обсудили участники экономической конференции, состоявшейся недавно в Арзамасе. В качестве одной из перспективных концепций развития молочного животноводства была названа стратегия так называемых молочных кластеров.
Как известно, кластер — это объединение смежных предприятий на определенной территории в интересах всех участников. В мировой практике такой подход зарекомендовал себя только положительно.
Есть в нашем регионе уже и попытки создания молочных кластеров. Например, когда переработчик молока дает достойную цену за сырье, получая взамен надежных поставщиков.
— Кластерный подход поможет создать рабочие места, наладить инновационное производство, проконтролировать хозяйственно-экономическое развитие территории и в конечном итоге получить более качественную продукцию по приемлемой для потребителя цене, — убежден начальник управления сельского хозяйства Арзамасского района Николай Трофимов.
Участники конференции обсудили пути повышения конкурентоспособности производства молока, обозначили наиболее острые проблемы. В частности, законодательное регулирование деятельности сельхозпроизводителей. В качестве примера приводился принятый в 1996 году Федеральный закон о сельском хозяйстве. В нем прописана необходимость контролировать ценообразование в цепочке от поля до прилавка. Но за информацию о ценах надо платить участникам рынка. Как же госорганам исполнять закон? То же и с принятым в 1999 году законом о паритете цен.
Участники конференции отмечали, что отчеты о рентабельности молочного производства при подсчете экономической эффективности нуждаются в более корректном подходе. Казалось бы, этот показатель в нашей области вырос с 18 процентов в 2010 году до 24 процентов в 2014-м. Но при этом рентабельность производства мяса за тот же период изменилась от минус 33 процентов до минус 46. А основная часть мяса производится на тех же молочных фермах. Таким образом, общая рентабельность молочного скотоводства иная — отрицательная.
С деятельностью Национального союза производителей молока «Союзмолоко» собравшихся познакомил исполнительный директор этой организации Артем Белов. Он, в частности, рассказал, что сейчас предпринимаются усилия по увеличению доли выручки производителя молока в конечном продукте, которая сегодня совершенно недостаточна.
Ситуацию на российском рынке молока проанализировал и главный редактор журнала Dairy News Михаил Мищенко, назвавший основные болезни молочного рынка. Это низкий покупательский спрос, большое количество фальсификата и нехватка перерабатывающих мощностей.
Участники конференции сошлись во мнении, что необходимы политические решения для установления механизма объективного контроля за ценообразованием и реализацией молочных продуктов.
Александр КУРИКОВ.
Арзамасский район.