Posted in Семья
27.05.2015

Не слышать трели школьного звонка

За последние годы по всей России закрыты сотни сельских школ.Недавно встал вопрос о закрытии еще одной – в деревне Фундриково Семеновского округа. Родители, конечно же, возмутились. За неимением в деревне рабочих мест молодые мамы и папы вынуждены искать заработок в соседних населенных пунктах. Их функции по воспитанию и надзору за детьми на это время берет на себя школа, которая всегда тут, рядом, своя, родная… С закрытием образовательного учреждения Фундриково теряет, пожалуй, последний аргумент для переезда сюда новых семей и дальнейшей жизни коренного населения: ни для молодежи, ни для взрослого поколения никаких перспектив не останется. Не вымрет ли очередная деревня?

— Дочь ходит во второй класс нашей школы, которую закроют, и дети будут вынуждены ездить в село Полом,- вводит нас в курс дела Наталья Крюкова. — Условия, в которых до сих пор учились дети, нас очень устраивают — рядом с домом, вдалеке от оживленных трасс, где ребятишки по неосторожности могут попасть под колеса, поблизости нет торговых точек, в которых несовершеннолетним могли бы продать сигареты или спиртное… А в Поломе, помимо прочего, расположен шпалопропиточный завод, распространяющий по округе едкий запах, от чего страдают местные жители.

— Мой сын Коля — ученик второго класса, там шесть человек, что для села не так уж и мало, — считает жительница соседней деревни Донской Мария Малова. — Мы и так живем в отдаленной местности, а нас хотят вообще сделать глухоманью, поэтому сообща решили бороться. Если уж назрела необходимость закрытия нашей школы, то хотелось бы услышать и разные варианты развития событий. Люди должны иметь возможность выбирать…

И власть решила эти варианты обсудить, попытаться выстроить диалог, чтобы понять друг друга. Было решено провести собрание с участием представителей отдела образования Семеновского округа, администрации школы и родителей.

— Оптимизация системы образования проходит сейчас по всей стране, главная цель — повышение ее качества, — начала свое общение с аудиторией исполняющая обязанности начальника отдела образования Анна Козлова. — Школа перешла на федеральный образовательный стандарт. Это новое требование к результативности, которая должна быть достигнута учениками при выпуске. Сейчас дети, заканчивающие четвертый класс, будут сдавать экзамены для перехода на следующую ступень. Но не у всех ребят есть равные возможности для успешного обучения. Когда ввиду некомплекта в течение сорока пяти минут школьникам разных классов приходится заниматься у одного учителя, степень усвоения ими материала становится крайне низкой.

В Фундрикове педагог вынужден одновременно работать, как минимум, с тремя классами. Связано это с тем, что в некоторых из них учится всего один школьник. Как считает Анна Евстафьевна, такое положение дел лишает детей здоровой конкуренции, когда способный ребенок самоутверждается в коллективе за счет личных достижений и стремится расти дальше. Если в классе всего один ученик, то все внимание учителя сосредоточено исключительно на нем, и отвечает на каждом уроке всегда лишь он. Это, конечно, серьезный стресс для детской психики, несмотря на то, что, скорее всего, уровень подготовки такого ученика будет выше. Однако школа должна выпускать не только образованных людей, но, в первую очередь, здоровых во всех отношениях личностей.

На протяжении уже нескольких лет образовательные учреждения находятся на нормативном финансировании, то есть на каждого ребенка выделяются определенные средства, на которые и существует та или иная школа. Те же, что расположены на расстоянии более пятнадцати километров друг от друга, получают статус малокомплектных школ, и к ним применяется особый порядок финансирования, когда деньги поступают из областного бюджета по реальным затратам. Деревня Фундриково не подпадает под этот случай, так как на не столь большом отдалении от нее действуют еще два учебных заведения. Городским округом выделяется в среднем по миллиону рублей дополнительных средств на каждую из трех сельских школ, расположенных на одной с Фундриковом ветке, и лишь это спасает их от ликвидации. Поэтому финансовая сторона, особенно в условиях экономического кризиса, играет тоже немаловажную роль. Государство перечисляет деньги лишь на зарплаты педагогов, все остальное бремя ложится на плечи местных властей.

В пользу перевода детей в Полом, а не наоборот, как предлагали некоторые родители, говорит то, что там учеников более чем в два раза больше – 37, тогда как в Фундрикове их только 17. Этот перевес важен и для транспортировки. Максимальная загрузка школьного автобуса – 23 ребенка. Чтобы доставлять детей из Полома, потребуется второй автобус. С 15 июля вступают в силу новые требования к порядку перевозки детей, в которых четко говорится, что если школьному автобусу более десяти лет, то он не имеет права даже покидать гараж. Тому, который приписан к школе в Фундрикове, уже девять, а, значит, скоро надо будет покупать новую технику, которая, как известно, стоит недешево.

Растут требования к качеству образования, в учебный процесс все шире внедряются передовые технологии — электронные учебники, интерактивные доски и компьютеры. Все это требует колоссальных затрат, которые небольшие сельские школы, конечно, не потянут. Современные дети, уже тесно знакомые с портативной электроникой, теряют интерес к образовательному процессу, если он ведется на языке дня вчерашнего.

— Действительно, требования сейчас повышаются, а мы все острее ощущаем серьезный недостаток финансирования, чтобы поддерживать необходимый уровень, — говорит директор школы деревни Фундриково Людмила Декабрьская. – Несколько лет мы проводили мониторинг, смотрели, с какой динамикой из года в год меняется количество детей, и пришли к неутешительному выводу, что дальнейших перспектив просто нет, так как идет тенденция к снижению численности учеников в классах. Не только родителям, но и нам грустно расставаться со школой, однако рано или поздно такой вопрос должен был встать…

В детском саду Фундрикова сейчас около десяти ребятишек, а в том же Поломе двадцать. Это значит, что и у Поломской школы перспектив развития в два раза больше, вскоре там будет два десятка маленьких учеников. Тут мы подходим вплотную к вопросу демографии в сельской местности. Многие семьи, получив материнский капитал, переезжают в Полом, а до Фундрикова не доезжают, потому что там нет работы и должной инфраструктуры. В какой-то степени люди становятся заложниками своего положения, и их понять можно, с утратой еще и школы их деревня перестанет быть хотя бы мало‑мальски знаковой административной точкой на карте округа. Неоднократно ходили разговоры и о закрытии детсада. Но Анна Козлова уверяет, что Семеновская администрация этого не допустит.

— В 2008 году мы закрыли детсад в Кулагино, где было всего два ребенка, — вспоминает Анна Евстафьевна. – Однако за прошедшие годы туда приехало немало молодежи, поэтому в нынешнем году детсад был отреставрирован и снова открыт. Теперь там десять ребятишек. Если и в Фундрикове демография пойдет в рост, то школа здесь, безусловно, будет восстановлена.

А пока ситуация печальная. Но мы забываем еще об одной стороне конфликта – учителях. Им приходится непросто. Нужда заставляет педагогов параллельно вести дисциплины, которые не всегда смежные, преподавать не по профилю, увеличивая и без того запредельную нагрузку. Ведя одновременно занятия, по сути, в трех классах, педагог получает зарплату всего за один час. При этом количество учителей пенсионного возраста подошло уже к семидесяти процентам. Завтра они могут на законных основаниях уйти на заслуженный отдых, а молодые специалисты идти им на смену не спешат. Привлечь их совершенно нечем – нет ни жилья, ни достойного уровня заработной платы, ни хороших условий труда. Тот коллектив, который сейчас работает в школе, благодаря своей любви к профессии и к детям до сих пор дает воспитанникам прекрасное образование, в ущерб своему личному времени проводит дополнительные занятия. Но люди уже на пределе, и начинают раздаваться голоса о возможном увольнении по собственному желанию.

— У педагогов и родителей общая задача, чтобы дети получили достойное образование, — вступает в разговор учитель Ирина Соловьева. – Всех все устраивало, потому что у нас, по сути, индивидуальный подход, и в нашей школе царит семейная атмосфера. Несмотря на то, что нам приходится брать на себя дополнительные предметы и разрываться на части, удается дать детям неплохую базу. Однако отправившись учиться куда-то дальше, эти ребята вряд ли вернутся в родную деревню, потому что не будут здесь востребованы, и все это прекрасно понимают. Деревня, увы, вымирает, и наличие собственной школы не остановит губительный процесс, ведь проблема глубже. Если мы оставим все как есть, то только продлим затянувшуюся агонию учреждения. Думать надо о самих детях, чтобы у них было как можно больше шансов реализоваться, а не о местечковых амбициях.

Закончился учебный год, в канун летних каникул для ребятишек широко отворил двери пришкольный лагерь. Но уже сейчас взрослым придется делать выбор. Кто-то переведет ребенка в Поломскую школу, а кто-то, вероятно, будет искать другую, на что имеет полное право. Есть уже желающие отправить детей в село Анисимово соседнего Ковернинского района.

Вот такая получается история… Вопрос будто бы исчерпан, но соломоново ли это решение? Понять можно и родителей, и учителей, и администрацию округа, но грустно становится, когда представишь еще одну деревню, лишенную жизнерадостной трели школьного звонка.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Семеновский округ.