Владимир Путин: «В российской экономике коллапса нет и не будет»
Президент о «Президенте»- Все победители? Как удачно зашел, — пошутил президент Владимир Путин, поздравляя журналистов — лауреатов российского конкурса фонда «Правда и справедливость» с победой. В круглом зале, ярко освещенном софитами, триста сотрудников СМИ из разных уголков страны с волнением ждали этой встречи.
Поблагодарив за работу, президент сказал, что люди, которые пишут и снимают сюжеты о жизни своих регионов, лучше всех знают и видят их проблемы, и от того, «насколько своевременно, талантливо, открыто, правдиво реагируют они на происходящее в реальной жизни, зависит качество жизни миллионов людей».
Встреча состоялась в Санкт-Петербурге в последний день работы II медиафорума Общероссийского народного фронта, лидером которого является Владимир Путин, и длилась два часа. Наверное, для большинства участников она стала самым ярким его событием. Журналисты пообщались с президентом, задали важные вопросы о проблемах конкретных людей и своих регионов, о жизни в стране в целом.
Встреча прошла практически в канун 15-летия инаугурации президента, которая состоялась 7 мая 2000 года, и через пару дней после выхода на экраны фильма Владимира Соловьева «Президент», в котором были подведены некоторые итоги этих лет, а Владимир Путин дал большое интервью. Поэтому первый вопрос лидеру страны был о проделанном пути, его видении настоящего и планах на будущее.
— Дал интервью и согласился с тем, чтобы фильм вышел на экраны не для того, чтобы похвастаться тем, что было сделано, а чтобы показать, какой путь страна прошла за предыдущие годы, с какой отметки мы начинали 15 лет назад и где сейчас находимся, — рассказал Владимир Путин. — Это важно, чтобы мы все — и рядовые граждане, и руководители — понимали динамику происходящих событий и могли строить планы на будущее. Главный герой этого фильма должен быть рядовой человек. Мы сохранили единство и территориальную целостность страны. Я говорил о том, что мы должны быть благодарны простым ребятам-военнослужащим, которые в сложных условиях тогда проводили необходимые военные меро-приятия на Северном Кавказе. Это они заслонили собой страну. Это был не просто локальный конфликт — он мог привести к развитию ситуации в России по югославскому сценарию. До этого было недалеко. В тех условиях, в которых люди тогда воевали, боролись с международным терроризмом, брали эту ношу, добиться положительных результатов было очень сложно. Но они это сделали.
— Тоже самое касается экономики, — продолжил президент. — Шоковая терапия, через которую люди прошли, тяжело отразилась на нашей стране и рядовых гражданах. Почти 1 миллион человек мы теряли в год. Демография была катастрофической. Развернули демографическую программу, программу по поддержке первичного звена здравоохранения. Все это с нулевой отметки делали обычные люди.
Владимир Путин сказал о том, что в эти годы удалось укрепить конституционные основы государства, восстановить вооруженные силы, правоохранительную систему.
— За это время, — отметил он, — экономика, как бы ее сейчас ни критиковали, что верно, стала другой. В номинальном выражении ВВП вырос в 15 раз, уровень доходов населения вырос многократно. Это основное. На базе экономического развития мы можем выстраивать и все другие планы в области укрепления обороноспособности и здравоохранения, улучшения демографической ситуации.
Президент сказал и о том, к чему нужно стремиться: «Первая наша задача сегодня — повышение экономического суверенитета и развитие экономики как высоко-производительной и высокотехнологичной. Уверен, что мы сможем это сделать».
— Нужно ли снимать фильм «Президент. Часть вторая»? — спросили журналисты.
— Частить с такими фильмами, думаю, не надо, — снова пошутил Владимир Путин.
Пик нагрузки пройденК экономической теме президент обращался неоднократно — она сегодня, пожалуй, одна из самых острых. Вот что он рассказал об исполнении своих «майских указов» и кризисе.
— Мы не можем делать вид, что ничего не происходит, что ситуация, в которой мы живем, остается такой же, какой была в мае 2012 года. Прекрасно понимаем, что есть определенные трудности и это требует определенных корректировок. Но все, что изложено в указах, — это вещи долгосрочного стратегического характера. Эти цели все равно должны быть достигнуты. Чуть раньше или чуть позже, но это должно быть сделано. Поэтому я предлагаю своим коллегам не расслабляться и не ссылаться ни на какие сложности, а исполнять то, что в «майских указах» прописано.
По словам президента, ситуацию в российской экономике нельзя назвать кризисом, хотя она непростая.
— Хочу объяснить ключевые вещи, — сказал он. — Первое: мы опережающим путем повышали заработную плату в некоторых социальных отраслях. Это должно было вести к повышению в секторах реального производства. Мы опирались на нефтегазовые доходы, зарплата опережала производительность труда. Курс национальной валюты все равно бы пришлось корректировать. Это системная вещь.
Второе: упали цены на энергоносители — наши основные товары экспорта. Цена на нефть рухнула со 100 долларов до 50. Это привело к тому, что экономика недосчиталась миллиардов… Была определенная тревога.
Сейчас, по словам президента, последствия внешних санкций и колебаний цен на нефть, возможно, будут ощущаться в течение года, но пик нагрузки уже пройден.
— В целом уже понятно, что никакого коллапса нет и не будет, — отметил Владимир Путин. — И это самое главное. Фундаментальные основы российской экономики укрепились, и стабильность не может быть разрушена.
«Я с вами»В адрес президента прозвучал целый блок вопросов, касающихся проблем средств массовой информации, — роста цен на газетную бумагу и почтовую доставку печатных изданий, государственной под-держки и независимости СМИ. Эти темы серьезно обсуждались и на самом медиафоруме. Глава государства дал поручение разобраться в некоторых из них.
Зал всколыхнулся, когда Владимир Путин предложил пообщаться «вживую». Многие журналисты тянули вверх импровизированные плакаты с названиями своих регионов — всем хотелось задать свой животрепещущий вопрос главе государства.
Например, жители Вологодской области опасаются (об этом рассказала местный журналист), что одно из предприятий, производящее знаменитое вологодское масло, в ближайшее время будет приватизировано, а значит, в перспективе уничтожено.
— Факт продажи не должен вести к уничтожению или ухудшению деятельности предприятий, — ответил президент. — Привлечение частных инвестиций должно быть благом для экономики. Это один из генеральных путей развития экономики в целом, один из основных пунктов, который должен стоять в повестке дня. Мы должны создавать открытую экономику и приглашать всех возможных инвесторов для участия в инвестировании.
Он привел в пример оборонную отрасль.
— Оборонные предприятия сидят на госзаказе. Они загружены и создают рабочие места под государственное финансирование. Сейчас в стране идет большой гос-оборонзаказ на 23 триллиона рублей плюс переоборудование самих предприятий. Но он будет выполнен — перевооружение армии и флота в определенном объеме будет решено. Дальше-то что будет с предприятиями? Даже в этой чувствительной сфере мы исходим из того, что часть продукции уже сегодня должна быть заложена гражданского назначения. Не видим ничего плохого в привлечении частных инвестиций в эту отрасль производства, не говоря о других.
Но президент подчеркнул, что не должно быть раздачи предприятий за копейки — той практики, через которую прошла Россия в прошлом, и что сейчас производства не собираются раздавать за бесценок, это должна быть сделка, выгодная для государства.
Журналист из Санкт-Петербурга спросил, как сохранить российские леса и что нужно сделать для создания механизмов законной организации лесной отрасли.
— Когда создавался Лесной кодекс, исходили прежде всего из того, что эта отрасль должна приносить доход, поступление в бюджеты всех уровней и создавать условия для воспроизводства лесов, — ответил Владимир Путин. — Я много передвигаюсь по стране и на самолетах, и на вертолетах и вижу, что происходит. У меня нет уверенности в том, что задача воспроизводства леса решается так, как она была задумана в Лесном кодексе. Плохо еще то, что истребление лесов происходит в европейской части России и на Дальнем Востоке.
Пять миллиардов рублей дают на восстановление лесов те предприятия, которые занимаются вырубкой, и около 2 миллиардов рублей выделяется из федерального бюджета, — продолжил президент. — По бумагам все красиво. Но мы с вами видим, что в жизни многое по-другому.
Как сказал президент, власть, общественность, СМИ должны объединить свои усилия в деле сохранения лесов и борьбе за экологию:
— Это нужно для того, чтобы внести определенные коррективы в Лесной кодекс и другие подзаконные акты, чтобы эта сфера деятельности была более гуманной по отношению к природе и будущим поколениям.
Поднимались и другие важнейшие вопросы, например о судебной системе, зарплате чиновников. Последний вопрос задал блогер из Свердловской области, он рассказал о том, что, работая над критическими материалами, часто сталкивается с тем, что должностные лица не хотят вести открытый диалог с журналистами, избегают делиться информацией, отвечать на вопросы. Президент ответил следующее:
— В соответствии с законом они должны реагировать. И самое важное, о чем я подумал, слушая вас: кто осмелится говорить, что у нас нет свободной прессы? Несмотря на препятствия, вы честно служите своему народу, выполняете свой долг. Вы делаете так, чтобы проблемы решались цивилизованным способом. Поэтому я с вами.
Журналисты обступили и долго не отпускали президента — многим хотелось сфотографироваться и что-то личное сказать ему. Эмоций было много. Как потом признался мне один из коллег, жизнь разделилась для него на до и после этой встречи.
Анастасия СЕРГЕЕВА.