Позвольте материться!
Вот уже много месяцев некоторым нашим режиссерам не до сна. Злые силы выбили у них из-под ног основу основ искусства. Произошло это еще 1 июля 2014 года, когда вступил в силу закон, который запрещает употребление нецензурной лексики на телевидении, в кино, средствах массовой информации. По новым правилам мат нельзя использовать при публичном исполнении произведений литературы, искусства, народного творчества на театрально-зрелищных и культурно-просветительских мероприятиях. На случай нарушения данного закона предусмотрены немалые штрафы.
За мат решительно вступились не абы кто, а сливки творческой интеллигенции — режиссеры Никита Михалков, Олег Табаков, Карен Шахназаров, Федор Бондарчук и Владимир Хотиненко, обратившиеся с письмом к премьер‑министру Дмитрию Медведеву. Думается, по прочтении письма познания руководителя кабинета министров в области кино существенно обогатились.
«Нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее», — утверждают мэтры российского кино.
Не устраивает их то, что согласно закону «О государственной поддержке кинематографии РФ» прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если картина содержит нецензурную брань.
«Указанная норма, — говорится в обращении, — приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих негативные проявления общественной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной брани».
Прямо творческий тупик какой-то. Выручай, премьер‑министр!
Правда, и у Дмитрия Медведева, и у многих из нас могут появиться встречные вопросы к мэтрам отечественного кино. Например, к Федору Бондарчуку: как это без использования мата удавалось его отцу, великому режиссеру Сергею Федоровичу Бондарчуку, создавать такие шедевры кино, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Война и мир»… Я беру фильмы на военную тему, а на войне, между жизнью и смертью, без крепкого словца не обходится. Но ни один из зрителей их отсутствия в этих фильмах не заметил. Потому что не этим выворачивают души настоящие шедевры искусства.
Да что там говорить, у самих авторов обращения есть фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа.
Какому из наших фильмов много десятилетий поклоняются зрители и специалисты кино всего мира? Кинофильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». А в нем вообще ни единого слова! Немое кино, а как за душу берет. Как и чудо-фильмы легендарного Чарли Чаплина.
Николай РЯЗАНОВ.