Posted in Благовест
05.03.2015

Грамота тверда, да речь шепелява

Педагоги советуют приучать молодое поколение, начиная с первых лет жизни, к классике, учить чувствовать родной язык. У нечитающих людей он, как правило, беден, «хромает» грамматика.

Недавно по телевизору услышала, как молодой солдат рассказывает в беседе с корреспондентом: «Нам дали увольнительную, и это позволило нам участвовать в таком знаменательном мероприятии, как Рождество Христово…» Да разве Рождество Христово — мероприятие? И каким образом в нем можно участвовать? Это таинство, и христиане всего мира празднуют его. Канцелярский стиль высказывания тут совершенно неуместен.

Даже в такой уважаемой газете, как «Аргументы и факты», читаем подзаголовок статьи: «Почему врачам трепят нервы?» Правильно — «треплют», т. к. глагол 1‑го, а не 2‑го спряжения.

А вот по ТВ звучит реклама: «Хлеб с нутелла — лучшее начало дня». «Нутелла» — существительное 1‑го склонения, должно быть — «хлеб с нутеллой». Ведь по правилам русского языка склоняются и наименования иностранного происхождения. Надо говорить «на моем «Форде», «Ягуаре», а не «на моем «Форд», «Ягуар».

Сплошь и рядом и в устной, и в письменной речи «забывают» склонять географические названия: «центр города Москва» вместо «центр Москвы», «я из Сормово», «приехал из Кстово» вместо «я из Сормова», «приехал из Кстова».

Некоторые рекламодатели необоснованно пишут слова с прописной буквы вместо строчной: Строительная Компания, Европейская Обувь, рекомендуется Дельфинотерапия… Видимо, полагают, что прописная буква в названии сделает их товар или услугу более привлекательными.

Очень распространенная ошибка — неправильное употребление предлогов: «Он домогался до славы» (правильно — домогался чего? — славы), «Надо делить время между трудом и между отдыхом» (правильно — между трудом и отдыхом) и т. п.

Чтобы повысить всеобщий уровень грамотности, есть один выход — читать хорошую литературу, благо, доступ к ней теперь свободный, и не только в Год литературы.