27.12.2014

Зарыть богатство в землю

Законы рыночной экономики сильнее политических игр. Доказательством тому вадский свинокомплекс. Строит его норвежская компания «Раша Балтик Порт Инвест» на средства иностранных инвесторов. Вложено в предприятие почти 2 миллиарда рублей. И сворачивать проект, несмотря на напряженные отношения между Россией и Европой, пока никто не собирается.На комплексе будет задействовано 160 человек. В основном это жители Вадского района. Но главными останутся датчане. Получится интернациональный коллектив. Впрочем, такой работает на комплексе уже сейчас. Ведь строительство ведут русские, итальянцы, норвежцы, датчане. Живут мирно, работают сообща, санкции друг против друга не вводят.

Меры защиты — максимальныеСтроительство стартовало два года назад и сейчас близится к финишу. Уже в январе из Липецкой области начнут завозить свиноматок породы йоркшир. Всего их будет 6000, а весь комплекс рассчитан на 180 тысяч голов свиней. Для животных подготовлено несколько площадок: репродуктор, откорм, доращивание. Реализовывать продукцию — а проектная мощность комплекса составляет 20000 тонн мяса в год — планируют в Нижегородской области. Для региона, обеспечивающего себя мясом только наполовину, открытие предприятия — настоящий прорыв. Но…

Когда в 2012 году стройка стартовала, не все были готовы ее принять. Жители населенных пунктов, расположенных недалеко от будущего комплекса, который занимает площадь 300 тысяч гектаров, опасались, что предприятие может нанести значительный урон окружающей среде. Дабы решить все вопросы еще на стадии проектирования, инвестор обратился за помощью к ученым Нижегородской сельскохозяйственной академии.

— Строим по датским технологиям, отработанным веками, — рассказывает Ильдар Набиев, помощник генерального директора комплекса. — Но столкнулись с такой проблемой: природные условия Нижегородчины и Дании значительно отличаются. Поэтому нам необходимо было адаптировать проект, что ученые и сделали.

Стоит отметить, что природные условия нашего региона значительно отличаются не только от датских, но и от калинин-градских, где подобный комплекс функционирует весьма успешно. Особое внимание было уделено утилизации отходов. Технология навозоудаления отработана до мельчайших деталей. В свинарнике щелевые полы, через которые отходы попадают в бетонные ванны, оттуда — в автоматизированный подземный трубопровод и оседают в котловане-лагуне. Это не просто огромная яма, вырытая в земле. Чтобы навоз не соприкасался с почвой, не попадал в грунтовые воды, поверхность котлована выстлана несколькими слоями толстой пленки, которая не боится ни перепадов температур, ни воздействия химических веществ, содержащихся в органических отходах. А что потом?

— Когда органика будет обеззаражена и доведена до состояния удобрения, благоприятно влияющего на плодородие почвы, ее будут вывозить на поля, — рассказывает Елена Дабахова, проректор по научной и инновационной работе НГСХА. — А для этого в течение нескольких месяцев отходы будут подвергаться специальной обработке.

Но и тогда вносить навоз в землю можно будет не абы как, а дозированно. Изначально предполагалось отвести под эти цели участок в 1700 гектаров. Но ученые все просчитали и выяснили, что площадь для такого объема отходов маловата, так не повысишь плодородие почвы, а загубишь. Пришлось земельные угодья расширять до 4000 гектаров.

— Сотрудничество с академией будем продолжать, — говорит Ильдар Набиев. — Там немало полезных для нас методик и рекомендаций.

Разработок в НГСХА действительно много. Например, методика по профилактике и борьбе с африканской чумой свиней. И хотя на комплексе предусмотрены максимальные меры защиты, предлагаемые советы лишними не будут.

Источник энергииРешать все спорные вопросы на стадии проектирования — это правильно, так и нужно поступать. Иначе может возникнуть ситуация, подобная той, что сложилась в Белгородской области. Там действует комплекс, в котором содержится несколько миллионов голов скота, и возникли серьезнейшие проблемы с утилизацией отходов. Вообще этот вопрос нередко уходит в тень, уступая передний план экономической эффективности производства. Но вряд ли прибыль и рентабельность способны сгладить урон, который наносит окружающей среде деятельность того или иного сельхозпредприятия. И это не преувеличение. Например, коровий навоз имеет третий класс опасности, птичий помет — второй.

Учитывая, что в области работают несколько птицефабрик, а в Ардатовском районе строится еще одно предприятие по выращиванию свиней, проблема утилизации отходов встает достаточно остро. Оттого международная научная конференция, которая проводилась в Нижегородской сельскохозяйственной академии, вызвала немалый интерес. Тема звучала так: «Перспективы и проблемы размещения отходов производства и потребления в агроэкосистемах». В конференции принимали участие ведущие ученые России, Сербии, Белоруссии. Обсуждались такие важные вопросы, как оптимизация производства, использование органики крупных животноводческих комплексов, эффективность применения отходов как удобрений, методика внесения, использование отходов в качестве биотоплива, влияние работы с органикой на поступление парниковых газов в атмосферу.

— Тема конференции очень важна, — отметил Александр Самоделкин, ректор сельхозакадемии. — Нередко отходы, утилизированные неправильно, негативно сказываются на экологической ситуации, на здоровье человека, на качестве его жизни. Порой в сельхозпроизводстве используют агрессивные технологии, применяют большое количество минеральных удобрений, гербицидов. Возможно, пока не замечаем их отрицательного влияния на почву, а через некоторое время это скажется. Но если заглянуть в Док-трину продовольственной безопасности, то там одним из первых пунктов значится: повышение почвенного плодородия. 2015-й объявлен ЮНЕСКО Годом почв.

В НГСХА к решению проблемы утилизации отходов приступили с 90-х годов прошлого века. Исследования проводились на крупнейших птицефабриках области, Ильиногорском свинокомплексе. Отрабатывались методы безопасной утилизации отходов, использования их не только в качестве удобрений, но и как источник получения энергии и биотоплива.

Оборудование по выработке электроэнергии ученые НГСХА устанавливали на Сеймовской птицефабрике. Но применение его оказалось нерентабельным: энергию получали в избытке. Можно было бы продавать, но это никак не регламентируется нормами и законами Российской Федерации. Установку убрали.

И все же будущее у нее есть. Так считает Алексей Ермолаев, инженер, аспирант НГСХА.

— Крупные животноводческие комплексы — это фабрики по получению навоза, — говорит он. — Даже если его обеззаразить, вносить в таком количестве в почву нельзя, случится экологическая катастрофа. Поэтому за установками по переработке органических отходов в биотопливо и энергию будущее.

Алексей Евгеньевич знает, что говорит. Подобное оборудование уже достаточно эффективно функционирует в стране. А в следующем году должно появиться и в области.

— В Пильнинском районе в КФХ «Заречное» идет строительство крупного животноводческого комплекса, — рассказывает он. — Есть договоренность с руководством хозяйства о монтаже установки. Сейчас утрясаем юридические формальности. Думаю, совсем скоро оборудование заработает.

— У нас в стране 58 птицефабрик, каждая из которых в год дает по 40 тысяч тонн птичьего помета, — говорит Тамара Персикова, профессор, заведующая кафедрой почвоведения Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. — Действуют крупные животноводческие комплексы. Поэтому для нас тема утилизации отходов крайне важна. А оборудование по переработке органики в биотопливо особенно интересно.

Парниковый эффект от коровыНо животноводческие комплексы — это не только органические отходы, они дают примерно половину парниковых газов. Ученые планеты влияние таких выбросов на глобальное потепление изучают детально. Действует порядка 500 станций, которые анализируют поступление в атмосферу углекислого газа, метана, закиси азота. В России их пока чуть больше 10. Но ученые Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева работают над тем, чтобы таких станций в стране появилось как можно больше.

— Было бы замечательно, если бы одна была установлена в Нижегородской области, — говорит Иван Васенев, профессор, заведующий кафедрой экологии столичного вуза. — Пока опираться на получаемые данные в полной мере не можем, слишком велика погрешность.

Московские ученые работают в содружестве с итальянскими, ведущим в этой области является Рикардо Валентини, лауреат Нобелевской премии 2007 года.

— Нами разработана методология контроля за парниковыми газами, его сопровождение, вплоть до математической обработки, — продолжает Иван Иванович Васенев. — Проводя исследования, получаем хорошую первичную базу для разработки концепций, рекомендаций.

Конференция проходила в течение двух дней. Доклады, сделанные учеными, направили в министерство сельского хозяйства области для детального изучения и применения на практике. Для НГСХА конференция стала стартом в реализации масштабного проекта «Агроэкотерритории-2020» и определила направления для дальнейших исследований. Тем более, тема утилизации отходов вошла в перечень наиболее приоритетных, составленный Минсельхозом России. Кстати, Минсельхоз РФ наряду с НГСХА, Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл стал организатором конференции.

Юлия МИНДАЛЁВА.