Posted in Семья
11.12.2014

Полпенсии в трубу

Котельная нерентабельна, убытки порождают неимоверно высокие тарифы для населения, поиск выхода из ситуации может зайти в тупик. Но это неуважительная причина для того, чтобы страдали люди.

Тепло всё дороже

В большинстве сел и деревень уровень доходов населения, увы, остается низким. Однако встречаются в нижегородской глубинке такие уголки, где жизнь, как следует из квитанций по оплате коммунальных услуг, стоит весьма дорого. Например, в деревне Огибное Семеновского городского округа, где с недавнего времени перестали существовать школа и детский сад, а бюджетообразующее сельхозпредприятие СПК «Огибновский» лишь вспоминает о былых масштабах производства, есть люди, которые могут позволить себе роскошь — платить за квартиру шесть с половиной тысяч рублей в месяц. Вернее, им приходится расставаться с последними сбережениями, чтобы в их жилища по-ступало тепло из местной котельной: львиную долю квартплаты составляет сумма за услуги теплоснабжения. Нести это бремя жильцам приходится и в неотопительный сезон, потому что содержание сети требует средств не только в холода. Несмотря на такие запредельные тарифы, в квартирах огибновцев нет даже горячей воды.

Каждый год число желающих жить в таких дорогих апартаментах сокращается, люди отрезаются от сети и переходят на индивидуальное печное отопление. На двадцать тысяч рублей можно худо-бедно запастись дровами на все двенадцать месяцев. Правда, установка печей в многоквартирных домах не всегда технически возможна, и одна из главных проблем — это дымоход, для проведения которого необходимы определенные условия. Смекалистый и работящий сельский народ, конечно же, находит нестандартные решения, но все это ведет лишь к ослаблению пожарной безопасности населенного пункта.

О ситуации с тарифами мы узнали от наших постоянных читателей, проживающих в деревне, и были поражены. Например, у ветерана СПК «Огибновский» Валентины Федоровны Печальновой с учетом всех выплат пенсия составляет тринадцать тысяч рублей, а за квартиру приходится отдавать шесть тысяч четыреста. Вот такая нелегкая арифметика для пожилого и больного человека, который всю свою жизнь посвятил родному сельскому хозяйству. Если б не жилищная субсидия, было бы совсем худо. Однако не о высокой цене на тепло тревожится пенсионерка, а о том, что, в конце концов, абонентов не останется и котельную ликвидируют. Собственный котел, может, и выход, но заниматься заготовкой дров и самостоятельно топить печь ей физически трудно. Она готова отдавать полпенсии, лишь бы иметь центральное отопление в заработанной своим трудом квартире.

Какова реальность?

— Я сама как жилец с учетом занимаемого метража плачу за квартиру около шести тысяч рублей, — признается начальник Огибновского территориального отдела администрации Семеновского город-ского округа Алевтина Терехова. – У нас в населенном пункте уже практически не осталось рабочих мест, а пенсионеры, как известно, еле сводят концы с концами, поэтому для нашей деревни такие тарифы, конечно, разорительны. Многим пришлось отказаться от услуг котельной, которая после того, как был упразднен МУП, находится в ведении Семеновского филиала «Нижегородской теплоснабжающей компании». Очередное повышение платы произошло 1 июля этого года, после чего абонентов стало еще меньше. Сейчас услугами котельной пользуются вместе с оставшимися учреждениями только около десяти квартир. Мы неоднократно просили управляющую компанию, чтобы ввели единый тариф по всему городскому округу, но нам отвечают, что такой возможности нет.

Проблему было бы гораздо проще решить, будь в деревне газ. Перейти на электричество не позволяют мощность и технические возможности электросетей. Работникам котельной приходится завозить мазут, дрова или уголь, поэтому постоянный рост и без того высоких цен на энергоносители неминуемо отражается на коммунальных платежах. Неоднократно вставал вопрос о закрытии нерентабельного и дорогого для населения объекта теплоснабжения. В этих целях сельской администрацией предлагался такой альтернативный вариант, как субсидированная установка в каждой квартире индивидуальных угольно-дровяных котлов, на условиях, что Семеновский филиал НТК возьмет на себя половину расходов. Однако недоверчивые к подобным инициативам сельчане предложение не приняли, долевое участие в таком масштабном проекте посчитали очередной попыткой властей заставить простой народ раскошелиться. К тому же пожилых людей (а это преобладающая в Огибном категория) не устроила перспектива носить дрова и уголь на второй этаж и постоянно следить за котлом. Так или иначе, теперь тем, кто вынужден отсоединяться от системы, приходится устанавливать такое оборудование полностью за свой счет. Оставшиеся продолжают платить неприподъемный тариф.

— С осени отказались от дорогого мазута и топим только углем и дровами, чтобы хоть как-то снизить расходы, — объясняет мастер котельной Валерий Смирнов. – Но и сейчас можно сказать, что работаем в убыток, ведь обслуживаемых нами абонентов можно пересчитать по пальцам. Только за этот год от системы отсоединилось семь квартир.

— В расположенной недалеко деревне Кулагино сложилась похожая ситуация, — вступает в разговор приехавший на объект с инспекцией главный инженер Семеновского филиала ОАО «НТК» Владимир Савельев. — У них котельная была еще больше и мощнее этой, но в связи с экономическими обстоятельствами и с согласия народного схода ее закрыли. Половину расходов по установке котлов взяли на себя мы, половину жители, которым предоставили кредит на два года. Наша организация сама закупила оборудование и сама произвела монтаж. Теперь каждая квартира топится индивидуально, и никто не жалуется. Стоимость недорогих образцов такой техники составляет как раз эти шесть тысяч, что приходится платить ежемесячно. Вот и считайте. К тому же греет котел гораздо лучше, чем эта старая котельная, и температуру в доме можно регулировать самостоятельно.

А состояние существующих теплосетей действительно оставляет желать лучшего. Сами трассы давно забиты, изоляция на многих участках уже отсутствует, поэтому значительная часть тепла теряется по пути к потребителю. Как ни печально, но зачастую это дело рук самих жителей. В прошлом году работники Семеновского филиала ОАО «НТК» производили обмотку труб, но уже сейчас утеплители снова отсутствуют. А ведь эти трассы проходят буквально под окнами тех домов, куда поступает тепло. Дело понятное, рубероиду и стеклоткани всегда найдется применение в личном хозяйстве. Впрочем, взявшись за обслуживание и беря за это с людей огромные не только по сельским меркам деньги, нужно, наверное, заниматься не поиском виноватых.

Да поможет нам газопровод

— Тарифы рассчитываются у нас по отдельным территориям, а деревня Огибное является самым отдаленным участком закрепленной за нами территории, — комментирует ситуацию директор Семенов-ского филиала ОАО «НТК» Сергей Бербер. – Затраты, связанные с доставкой туда топлива, а также другие расходы отражаются на стоимости услуг котельной. Конкретно для этого населенного пункта, как и для других, региональная служба по тарифам устанавливает свою сетку, исходя из экономической реальности. К сожалению, существующий регулятор не позволяет установить единый тариф для всего городского округа. Это привело бы к ежемесячным потерям бюджета округа где-то в размере двадцати миллионов рублей. Такого ни одна администрация не в состоянии себе позволить. Мы и так работаем с плановым убытком 7‑8 миллионов.

Чтобы как-то снизить расходы, для Огибного было выбрано не только самое дешевое топливо, но и дополнительно установлен второй современный котел с меньшим расходом угля и дров, а также по мере возможности произведена модернизация. Однако все это ожидаемого эффекта не дало. Были у руководства компании и администрации округа мысли о строительстве в Огибном автоматиче-ской мини-котельной, использующей экономичное сырье, к примеру, пеллеты. Но для этого нужны серьезные вложения, а инвестор в сферу ЖКХ сейчас идет с большой неохотой. Ради десятка абонентов за такой проект вряд ли кто возьмется.

Если жители отказываются от долевого участия в оснащении квартир индивидуальными котлами, то надеяться им остается только на природный газ, который согласно планам должен прийти в деревню ориентировочно в 2016 году. Это будет межпоселковый газопровод, который протянется от Беласовки в сторону Ильино-Заборского. И тогда на всей этой территории, где проблема в целом одна и та же, появится возможность организовать теплоснабжение с использованием более дешевого топлива.

На первый взгляд, история с высокими тарифами вроде бы четко разложилась на параграфы приказов и цифры скрупулезных расчетов, нашла себе логическое объяснение, но за ней остались живые люди, которые заслужили право на достойное существование. Как им объяснить экономическую целесообразность? Будем все же надеяться на положительный итог в будущем, а пока хотелось бы немного успокоить Валентину Федоровну Печальнову: директор Семеновского филиала ОАО «НТК» Сергей Бербер уверил, что сейчас о закрытии котельной речь не идет.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Семеновский округ.