23.10.2014

Науку постигают преподаватели

А лучше всего диктовать их самим. Именно так стараются поступать в Нижегородской сельскохозяйственной академии. В стране пока еще разрабатываются стандарты прикладного бакалавриата для вузов, в которых упор будет сделан на практику. А в академии уже взят курс на практико-ориентированное обучение.

Прежде чем давать знания студентам, науку должны постичь преподаватели. И делегация НГСХА отправилась в Эстонию, в университет прикладных наук по предпринимательству MAINOR. Там велось обучение по программе «Предпринимательство и инновации как обязательный элемент любой современной учебной программы».

— Главная отличительная черта эстонского университета в том, что навыки предпринимательства у студентов развивают с первого курса, — рассказывает Григорий Жданкин, проректор по учебно‑методической работе НГСХА. — У нас же этих тем касаются на последних курсах, и то в основном в теории. В странах же Евросоюза студенты в первые месяцы обучения составляют бизнес-план, вместе с преподавателем выбирают определенное направление деятельности, например фермерское хозяйство по производству лекарственных трав. В течение двух-трех лет план апробируется на производстве, в него вносятся коррективы, исправляются ошибки. И в конце обучения у молодого человека есть бизнес-проект, который можно реализовать.

Основы предпринимательства должны знать все студенты. Такого мнения придерживается ректор сельскохозяйственной академии Александр Самоделкин. Современный мир диктует такие правила: бизнес-навыки помогут выпускнику лучше реализовать себя. Кто-то захочет организовать свое производство. И может встать вопрос: как это сделать? Ответить на него помогут в НГСХА. Там уже организовали курсы для фермеров. Они с успехом прошли в Спасском районе.

Или можно развивать такое направление, как агротуризм. В Эстонии оно занимает обособленный сектор в экономике. В стране есть экохуторы, где построены гостиницы, развлекательные комплексы, а рядом действует сельскохозяйственное производство. Такой хутор посетили преподаватели академии.

— Что еще нас приятно поразило, так это владение информационными технологиями, — делится впечатлениями Григорий Валерьевич. — Все жители Эстонии работают на компьютере не только как пользователи, они владеют специализированными программами, которые позволяют обрабатывать, анализировать информацию. Преподаватели университета, несмотря на возраст, легко взаимодействуют с техникой. Студенты имеют свободный доступ к информационным ресурсам. Они могут обратиться за консультацией к преподавателю в любое время, общение происходит по скайпу. Кстати, скайп изобрели именно в Эстонии.

Поскольку нижегородские преподаватели на несколько дней стали студентами, им предстояло сдать экзамен: подготовить конспекты, в основу которых легли знания, полученные от эстонских коллег. С заданием справились на отлично и по итогам обучения получили сертификаты международного образца.

Теперь преподаватели, получившие полезные знания, читают лекции для своих коллег в академии.

С университетом MAINOR сотрудничество только начинается. В феврале нижегородские студенты отправятся на обучение в вуз, а в академию приедут ребята из Эстонии. В течение нескольких недель курс лекций в университете MAINOR будут читать наши преподаватели. В Нижний Новгород прибудут эстонские коллеги.

— В Эстонии все преподаватели либо имеют свой бизнес, либо руководят производством, — рассказывает Григорий Жданкин. — И в этом залог успеха образования, получаемого студентами. Благодаря такому подходу теория неразрывна с практикой.

К этому стремятся и в сельскохозяйственной академии. Вуз создает сеть филиалов кафедр на предприятиях области. Например, Вячеслав Кисляков, руководитель ООО «Ждановский» Кстовского района, преподает студентам инновационную экономику. На ветеринарном факультете занятия ведут практикующие ветврачи, такая же практика заведена на инженерном и зооинженерном факультетах.

— Этот подход дает положительные результаты, — считает Григорий Валерьевич. — Создается устойчивая связь с конкретным предприятием, часто ребята, получив диплом, остаются работать в хозяйстве. Они уже знают производство. Это наш ответ тем, кто говорит о плохой подготовке выпускников. Академия открыта к сотрудничеству с любым предприятием. Мы взаимодействуем с десятками хозяйств области. В будущем планируем готовить специалистов для конкретного предприятия, района.

Примерно так поступают в Эстонии. Кстати, академия и университет введут общие образовательные модули. Благодаря этому появится возможность перезачета предмета в Таллине и Нижнем Новгороде, а выпускники получат двусторонние дипломы, что сделает их конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за ее пределами.

— Еще одно направление сотрудничества, которое планируем развивать, — социально-экологические подходы к оценке инноваций, — говорит Григорий Жданкин. — В академии очень сильна экологическая школа. Будем с эстонскими коллегами готовить проекты и выходить на международные конкурсы.

Преподаватели академии регулярно проходят стажировку за границей. Руководство вуза не жалеет средств на повышение квалификации сотрудников.

За последние два года академия сделала значительный рывок вперед. Такую оценку дали эксперты, работавшие в учебном заведении, когда оно проходило процедуру аккредитации и аттестации.

— Являюсь экспертом Рособрнадзора по проверке соответствия работы вузов, — рассказывает Григорий Валерьевич. — Более семи лет занимаюсь этой деятельностью, полстраны объехал. В таких поездках есть возможность изучить опыт коллег: что-то привнести в работу нашей академии. Такой анализ особенно необходим сейчас, когда проводится мониторинг эффективности вузов. Считаю, это правильный подход к оценке работы учебных заведений, дает стимул к развитию.