23.10.2014

Почему сын из столицы вернулся

Шамиль Сафин из деревни Ендовищи — фермер начинающий. КФХ оформил в марте этого года. Основной упор сделан на мясо‑молочную продукцию, но в будущем Шамиль Абдулхаевич думает вплотную заняться растениеводством. К 28 гектарам собственной земли прибавив 24 гектара, находящиеся в паях у тещи, фермер получит весьма широкие площади для сева. Зерновые культуры и травы послужат для создания богатой кормовой базы, которую пока не удается формировать лишь своими силами.

— В 1982 году я получил водительские права и стал работать в местном колхозе, — вспоминает Шамиль Сафин. — После армии здесь же возил бытовой газ. В 1991‑м построил собственный дом, завел приусадебное хозяйство. Мой отец тоже держал скотину, поэтому я с животноводством знаком с детства. Сейчас у нас в деревне, увы, заняться больше нечем — местное сельхозпредприятие развалилось. А, скажем, молоко — это всегда живые деньги.

Фермерское хозяйство у Сафиных — дело семейное. Попробовав после армии обосноваться в Москве, сын Шамиля Абдулхаевича Айрат вернулся в отцовский дом, чтобы помогать родителям в нелегком сельском труде. Предстоит многое сделать, но если хозяйство разовьется, то в дальнейшем нужно будет привлекать наемных рабочих: вдвоем с большим объемом работ уже тяжело справляться. Это хорошо, в деревне появятся новые рабочие места.

Помимо коров, Шамиль Сафин традиционно для татарского хозяйства держит лошадь, а также овец. Разводит птицу — гусей, уток и кур.

Животноводство, как известно, приносит прибыль не сразу. Пока оно, наоборот, требует вложения все новых и новых средств. Правда, сбыт молока уже удалось наладить здесь же, среди односельчан.

16 голов скота не дают таких надоев, чтобы продукцию можно было возить в соседние населенные пункты. Однако расширение стада хотя бы до 50 коров позволит говорить о других объемах продукции и масштабах торговли, но для осуществления этих планов нужно провести серьезную реконструкцию двора.

Мясо и птицу удается выгодно продавать в Москве. Как правило, машина уходит в столицу раз в месяц. За рулем раньше был сам Шамиль Абдулхаевич, но теперь, когда вернулся сын, можно будет ездить по очереди.

Расти есть куда, но все упирается, конечно же, в недостаток финансовых средств. С банками сотрудничать в последнее время трудно. Даже на покупку трактора из-за сложных бюрократических процедур не удалось в этом году оформить кредит. Пока приходится работать на старом «Беларусе». А ведь еще нужны и косилка, и плуг, и культиватор.

Полученный в начале фермерской деятельности грант оказался хорошим подспорьем, но всех проблем не решил. Развитие происходит в основном за счет собственных вложений.

Шамилю хотелось бы попасть в программу по поддержке животноводства, и если в следующем году она будет реализовываться, он обязательно выдвинет свое хозяйство на соискание финансовой помощи из области. Заинтересовано в этом и местное сельхозуправление, поэтому с его стороны будет оказана всяческая помощь. Молодежь в деревне пока сидит без дела, а животноводческий комплекс на 200 голов — это уже, как минимум, десять рабочих мест. Да и для населенного пункта при отсутствии бюджетообразующего крупного сельхозпредприятия появление сильного фермерского хозяйства в экономическом смысле уже является знаковым событием.

Андрей ДМИТРИЕВ.