500 лет отдано школе
Из поколения в поколениеПрабабушка Надежды Львовны Горбуновой Елизавета Николаевна Мелетиева, дочь священника, служившего в одном из приходов Архангельской области, была учительницей начальных классов. В семье сельского батюшки было десять детей, семеро из них стали учителями.
Елизавета, так же как до этого ее мать и бабушка, вышла замуж за священнослужителя, но вскоре овдовела. С двумя дочерьми на руках в 23 года она вернулась в родительский дом и стала учить ребятишек в местной школе. Сохранилась память о том, что в селе ее очень уважали.
С тех пор, а было это в XIX веке, педагогическая династия не прерывалась ни в одном поколении. Профессия передается в основном по женской линии. Сменились эпохи, а Надежда Львовна Горбунова, так же как когда-то ее прабабушка, в сельской школе учит детей читать и писать, только в азбуке давно нет буквы «ять», а в обучении помогает не грифельная доска, а интерактивная.
— В детстве, в Архангельске, когда мама уходила в школу вести уроки английского, за мной в свои «окна» присматривали ее сестры Валентина — учитель географии, Лидия — учитель истории — и бабушка Мария Николаевна, она преподавала русский язык и литературу, — Надежда Львовна расстелила на парте в классе большой лист ватмана, на котором нарисовано семейное древо.
Листаем альбом с фотографиями. На старинном выцветшем снимке молодые серьезные женщины в платьях по моде тех времен — прабабушка Елизавета с сестрами, четверо из которых преподавали в начальных классах.
— Одна из сестер, Анна, так и не вышла замуж, всю жизнь по-святила ученикам, проработав в школе 59 лет, — рассказывает Надежда Львовна. — Она получила орден Ленина и звание «Заслуженный учитель РСФСР». Другая сестра, Ольга, тоже учительница, стала женой священника, у них было восемь детей… Судьбы женщин в нашем роду действительно чем-то похожи: избранник моей бабушки Марии Николаевны Герман Сергиев (обратите внимание на эту фамилию — она принадлежала необычному человеку, об этом читайте ниже. — Авт.) тоже был из семьи священника, да и сам окончил духовную семинарию. Он работал сплавщиком леса, участвовал в обороне Ленинграда, погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии.
Летом огромная семья собиралась дома у прабабушки в селе Воскресенском Архангельской области, — продолжает Надежда Львовна. — У всех было дело: дети ходили в лес за грибами и ягодами, сестры прабабушки вязали кружева, шили, чинили одежду, ходили на озеро полоскать белье. А по вечерам все вместе ходили гулять. У всех учительниц была прекрасная осанка, они всегда держались очень прямо, разговаривали спокойно, были интеллигентными.
Окончив школу в Нижнем Новгороде, Надежда Горбунова решила поступать в педагогический институт. Но, хорошо сдав все экзамены, один провалила: разволновалась так, что не могла сказать ни слова, хотя по тому предмету у нее никогда не было даже троек.
— В тот же день по дороге домой накупила методичек для уроков в начальных классах, хотя знала, что в институт не поступила, — смеется учительница. — Отец (до того как мы переехали в Нижний Новгород, он работал преподавателем гидравлики в Челябинском политехническом институте) даже обрадовался, что не буду работать в школе, но уже через год я снова поступала в педагогический.
Старшая дочь Надежды Львовны Елена тоже стала учителем, преподает физику в Городецком губернском колледже. Неудивительно, что в этом году Надежда Горбунова стала победителем первого регионального конкурса «Педагогические династии Нижегородской области» в номинации «Из века в век».
Чудотворец из рода СергиевыхВ школе поселка Аксентис Городецкого района Надежда Горбунова ведет не только уроки в начальных классах, но и физкультуру, музыку, основы православной культуры. Она окончила катехизаторские курсы в Городце, ездила учиться в Троице-Сергиеву лавру.
Однажды, когда Надежда Львовна читала жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского, сердце ее на секунду замерло: фамилия проповедника в миру была — Сергиев, как у ее дедушки, и родом он был из Архангельской губернии. Вскоре тетя Валентина Германовна, вместе с которой они занимались составлением родословной, сообщила ей поразительную новость: прадедушка Надежды Львовны Павел Сергиев был двоюродным братом святого Иоанна Кронштадтского!
Деятельность рода священнослужителей Сергиевых, как говорил сам отец Иоанн Кронштадтский, в его родных местах продолжалась в течение 350 лет. В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии», изданном в 1894 году, самое раннее упоминание фамилии Сергиевых среди имен других церковнослужителей причтов Пинежского уезда относится аж к 1687 году.
— Иоанн был первым ребенком в бедной семье, — рассказывает Надежда Львовна. — Любил проводить время в храме за молитвой и учебой, но грамота ему плохо давалась. Он очень переживал из-за того, что неуспехами в учебе огорчает родителей. Однажды после очередной неудовлетворительной оценки Иоанн не мог уснуть и начал молиться с просьбой даровать ему способности к учебе. И неожиданно, как впоследствии вспоминал он сам, ум его как бы раскрылся, с памяти упала пелена, урок, заданный на завтра, высветился во всех деталях. С тех пор Иоанн начал хорошо учиться, и позже в семинарии, в духовной академии в Санкт-Петербурге он был лучшим учеником… Уже потом, в Кронштадте, он организовал воскресную школу, где преподавал Закон Божий, и его уроки нравились слушателям.
Известно, что, став священником, Иоанн Кронштадтский в течение всей дальнейшей жизни служил литургию каждый день без выходных и отпусков. После службы он шел в трущобы Кронштадта. Беседовал, благословлял, раздавал все, что имел. Нередко возвращался домой без верхней одежды, без сапог, без единой копейки в кармане.
Сохранились свидетельства о чудесах и исцелениях, совершавшихся по его молитве. Слава отца Иоанна была такова, что его повсюду встречали толпы народа. В собор, где он служил, нескончаемым потоком шли люди, к нему обращались за помощью.
Отец Иоанн Кронштадтский умер в 1908 году. В 1990 году он был канонизирован Русской православной церковью и стал одним из самых почитаемых чудотворцев. Православные молятся этому святому в любой беде, об исцелении от различных недугов, за здоровье близких, об избавлении от пьянства, наркомании и других зависимостей. А также о помощи в учебе, когда детям она тяжело дается.
Поскорей бы
в класс!В этом году у Надежды Горбуновой второй класс, в котором одиннадцать детей. Мы были в Аксентисе за несколько дней до начала учебного года, поэтому, чтобы сфотографировать учителя с учениками, пошли на детскую площадку. Едва увидев нас, Вика Челышева бросилась к своей учительнице, обняла, взяла за руку и больше не отходила. Мальчики были сдержаннее, но когда мы зашли в школу, со всех ног помчались в класс.
— Поскорее бы 1 сентября! Хочется в школу! Наш любимый класс! — кричали дети и наперебой что-то рассказывали Надежде Львовне о своих делах.
— У меня шумный класс, но самый активный, — говорит учитель. — Еще в студенческие годы я решила, что мои ученики меня бояться не будут. Дисциплина должна дер-жаться на взаимопонимании.
Надежда Горбунова считает, что главное для ребенка — это не быть отличником, а понимать то, что он делает, понимать предмет.
— Если мы прошли какую-то тему и я замечаю, что один из учеников ее не понял, мы устраиваем еще один урок специально для него, — рассказывает Надежда Львовна. — Ребенок выходит к доске и пробует объяснять, а остальные ему помогают. Так они закрепляют знания. Сейчас по новым стандартам образования мы должны стремиться к тому, чтобы ученик умел объяснить то, что он делает.
Учитель рисует для детей всевозможные таблицы, чтобы им было проще воспринимать учебный материал, просит родителей, чтобы ребята пересказывали им то, что узнали на уроках.
В арсенале Надежды Львовны есть еще несколько интересных приемов. Например, в ее классе дети начинают писать в прописях не ручкой, а простым карандашом. По словам учителя, это избавляет их от страха ошибиться. Другой прием учитель взяла в методике легенды отечественной педагогики Шалвы Амонашвили.
— В первом классе оценки не ставят, — объясняет Надежда Горбунова. — Поэтому, если ученик старался, я пишу ему в тетради зеленой ручкой, если нет, то красной. Если хотя бы одну букву он написал правильно, обязательно обвожу ее зеленым, чтобы ребенок видел, что он может делать это хорошо. Когда все написано отлично, пишу в тетради: «Молодец!», но красной ручкой, чтобы стремился к лучшему… Детям должно быть интересно в школе, их надо увлечь.
Иногда первоклассники путаются и называют учителя мамой, а одна девочка звала ее Надеждой Любовной. Когда она пришла в школу, не умела читать, знала не все буквы. Надежда Львовна занималась с ней, и к концу первого класса девочка читала уже со скоростью 107 слов в минуту.
— Сейчас это не очень принято, но когда мне дают новый класс, я обхожу все семьи, чтобы познакомиться с родителями и увидеть ребенка в домашней атмосфере, — говорит учитель. — Взрослые часто бывают заняты, уделяют детям не так много времени, как хотелось бы. А ведь известно, что ребенка надо 12 раз в день погладить по голове и, прежде чем поругать за что-то, трижды похвалить.
Анастасия СЕРГЕЕВА.