Как сохранить пуговицы на пальто
Наверное, каждый из нас, заходя в магазины, обращал внимание, что цифры на ценниках растут, многие продукты питания дорожают. Например, с января 2014 года средняя стоимость килограмма свинины выросла почти на 50 рублей, с 227 рублей до 275, баранина подорожала на 100 рублей, неразделанная мороженая рыба — на 22 рубля. Подорожали сливочное и подсолнечное масло, сахарный песок, рис, гречневая крупа, молоко и другие продукты. О том, почему это происходит, стоит ли ожидать дальнейшего роста цен, о также о ситуации на топливном рынке журналистам рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Теодорович.
В чувство привели
С момента запрета ввоза сельхозпродукции и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против России, антимонопольная служба начала проводить мониторинг оптово-отпускных цен на продукты питания. За ситуацией с розничными ценами в сетевых магазинах, на рынках и в других торговых точках она следила и ранее. В результате, по словам Михаила Теодоровича, сложилась картина динамики цен, по которой можно судить о ситуации на продовольственном рынке региона.
Региональная антимонопольная служба наблюдает за стоимостью двадцати пяти видов продукции, и, справедливости ради, стоит сказать, что не все они дорожают: незначительно, на копейки снизилась средняя цена на хлеб, подешевели вермишель и овсяные хлопья, а также некоторые сезонные продукты — картофель, капуста, яблоки.
По данным УФАС, с начала года существенно, на 42 процента, с 63 до 36 рублей за десяток, упала средняя цена на куриные яйца.
Наверное, многие жители области помнят их резкое подорожание, произошедшее не так давно. Так вот, как сказал руководитель Нижегородской антимонопольной службы, это был некий «эксперимент», за который нижегородцы не захотели голосовать рублем: «золотые» яйца не покупали, искали те, что подешевле. В результате дорогой товар залеживался, и когда подходил к концу срок его реализации, резко падал в цене. Это быстро «привело в чувство» рынок, в итоге в магазинах куриные яйца подешевели.
Разместится в автобусе
Нынешний рост цен на некоторые продукты связан с ответными санкциями России против западных стран.
— Наша область не обеспечивает себя полностью мясом свинины, это «санкционный» товар, — объясняет Михаил Теодорович. — Когда потоки завозной продукции остановились и были проданы запасы, рынок начал искать новых поставщиков. Естественно, это связано с определенными затратами. Новые поставки пока только налаживаются, поэтому объемы невелики, а это ведет к увеличению транспортных, логистических расходов, и цена на свинину растет. Что будет дальше, пока сложно сказать: либо цены зафиксируются на более высоком уровне, либо снизятся. Последнее будет зависеть от того, как отреагируют федеральные регуляторы, те, что следят за таможенными отношениями, фитосанитарным контролем: товар должен пройти определенные барьеры, прежде чем попасть на стол к потребителям.
Михаил Теодорович отметил, что цена на свинину выросла не так значительно, как могла бы по сравнению с другими регионами.
— В магазинах нет ажиотажа, градус восприятия продовольственного рынка у покупателей остался тот же, — считает руководитель антимонопольной службы. — Завозная рыба подорожала, но в торговых сетях есть и другие, более доступные сорта. Например, вместо импортного лосося магазины предлагают недорогую отечественную горбушу, которая вдобавок полезнее, чем рыба, выращенная в неволе. У людей есть выбор.
Но, как сказал эксперт, некоторые магазины известных брендов сознательно идут на необоснованное увеличение цен, с ними антимонопольная служба работает совместно с органами прокуратуры.
— Государство предпринимает шаги по стабилизации ситуации на продовольственном рынке, ориентируется на новые страны — поставщики продукции, — продолжает Михаил Теодорович. — Аргентинское или бразильское мясо дешевле, чем европейское, но нужно время для создания новой логистики, и, возможно, в будущем цена изменится.
А что же с нашими, нижегородскими товарами, имеют ли они шанс занять места на полках магазинов, потеснив импортные аналоги?
— У нижегородских производителей появился импульс, — говорит эксперт. — Скажем, европейские молочные продукты исчезли из магазинов, у местных предприятий есть возможность занять освободившуюся нишу. Сравнил бы эту ситуацию с пустым автобусом, подошедшим к конечной остановке, на которой собралось много людей: кто-то успеет занять место сразу, кто-то останется стоять, а кому-то в давке оторвут пуговицы от пальто. Так же и тут: у местных производителей появился хороший шанс продвинуть свою продукцию в торговых сетях, но нельзя сидеть сложа руки, за него нужно бороться.
Чувствовать нерв
Журналистов интересовала ситуация на топливном рынке Нижегородской области.
— Антимонопольная служба проводит мониторинг цен на топливо, — рассказывает Михаил Теодорович. — Наши сотрудники следят за обстановкой на автозаправках. Смотрят на цены, слушают, что говорят люди, — пытаются почувствовать нерв потребителя. Можно сказать, что сейчас топливный рынок — это по-прежнему рынок, ориентированный на потребителя: есть разбег в ценах. Есть заправки с более либеральными ценами, есть те, которые, кроме топлива, предоставляют дополнительные услуги, и это сказывается на стоимости топлива. Значит, в целом рынок чувствует себя нормально.
Михаил Теодорович также отметил, что цены на дизельное топливо «ведут себя хорошо» — замерли на месте или снижаются. А вот цены на 92-й и 95-й бензин, по словам эксперта, приблизились к той планке, когда «ими придется заниматься».
— Это проявление тенденции, которая пришла к нам извне, — объясняет он. — Антимонопольная служба работает с розницей и мелким оптом, но если мы посмотрим на опт, то увидим, что отпускные цены на нефтеперерабатывающем заводе в Кстове с декабря 2013 года выросли на 18 процентов. Это немало.
Известно, что в стране на стоимость топлива влияют три источника. Первый — это цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, отечественные компании вынуждены на них реагировать. Второй — таможенная и налоговая политика государства: нефтегазовый сектор приносит существенные доходы в бюджет. Третий — поведение продавцов и покупателей, которое формирует ситуацию на топливном рынке.
— Сейчас североморская нефть марки Brent склонна к удешевлению, — говорит руководитель антимонопольной службы. — Но эксперты говорят, что в перспективе средневзвешенная цена на мировом рынке вряд ли упадет ниже 89 долларов за баррель.
Строить прогноз, подорожает ли в ближайшем будущем бензин для нижегородских водителей, Михаил Теодорович не стал, зато привел данные о динамике цен на топливо одной из крупнейших сети заправок, действующей в нашей области.
В январе 2014 года 92-й бензин там стоил 29,6 рубля, сейчас — 32,1. Меньше чем за год цена выросла более чем на 8 процентов. 95-й бензин за то же время подорожал на 7 процентов. У других крупных игроков этого рынка цифры на ценниках немного отличаются, но тенденции одни и те же: бензин подорожал около или немного выше инфляции.
Анастасия СЕРГЕЕВА.