Posted in Спорт
18.09.2014

Ходоки за допингом

Помнится, я долго жалел, что после летней Лондонской Олимпиады 2012 года так и не собрался съездить в соседнюю Мордовию, чтобы рассказать о феноменальных достижениях воспитанников тамошней школы спортивной ходьбы и ее тренера Виктора Чегина. Как миллионы россиян болели у экранов телевизоров за наших девушек, лучшей из которых стала Елена Лашманова, ставшая чемпионкой Игр! Она же стала сильнейшей в ходьбе на чемпионате мира.

И вдруг — как гром среди ясного неба: Лашманова уличена в принятии запрещенного препарата и дисквалифицирована на два года.

Еще более шокирующим стало известие, что печальный случай с Еленой уже 13-й (!) среди мордовских ходоков.

А кто же был двенадцатым? Десятым? Пятым? Первым? Почему еще тогда не забили тревогу? И, главное, почему об этом широкой общественности стало известно лишь тогда, когда допинговый скандал уже невозможно было скрыть?

На пресс-конференции президент Федерации легкой атлетики России Валентин Балахничев объявил об отстранении из-за допинговых скандалов прославленного тренера по ходьбе Виктора Чегина, подготовившего четырех олимпийских чемпионов, от работы в сборной команде России.

«Дело Лены стало последней каплей, — говорит президент федерации. — Когда на запрещенных препаратах, тем более таких топорных, попадается олимпийская чемпионка, это страшно».

А не страшно было летом 2008 года, когда в самый канун Пекин-ской Олимпиады были дисквалифицированы сразу пять (!) легкоатлеток, которые были заявлены на участие в Играх: Елена Соболева, Гульфия Ханафеева, Татьяна Томашова, Дарья Пищальникова, Юлия Фоменко. Причем — внимание! — все они были дисквалифицированы из-за несоответствия допинг-проб истинному ДНК девушек. Можно ли яснее? Пожалуйста. Спортсменки обвинялись в подмене (!) анализов, что является грубым нарушением проведения тестов на наличие в организме запрещенных веществ.

Не менее впечатляют шокирующим постоянством многочисленные случаи применения допинга среди российских биатлонистов. Навскидку беру по памяти только чемпионов мира и зимних Олимпийских игр: Ольга Пылева, Альбина Ахатова, Дмитрий Ярошенко, Екатерина Юрьева.

Юрьева так вообще уникум. Антидопинговый комитет Международного союза биатлонистов дисквалифицировал ее на 8 лет! При принятии столь жесткого решения, безусловно, учитывалось то обстоятельство, что Екатерина ранее уже получала двухлетнюю дисквалификацию: в 2009 году в ее организме тоже было обнаружено запрещенное вещество. После отбытия первой дисквалификации Юрьева вернулась в спорт, претендуя на участие в Сочинской Олимпиаде. Но вторая, восьмилетняя, дисквалификация закономерно поставила крест на ее планах.

Не знаю, долго ли будут помнить об успехах Юрьевой на чемпионате мира 2008 года, а вот ее двойная дисквалификация наверняка войдет в историю биатлона.

Победа любой ценой, даже ценой собственного здоровья, — к сожалению, это прочно вошло в практику российского спорта, в том числе его элиты. И не будем сейчас рвать рубаху на груди, заявляя, что большинство наших спортсменов борются и побеждают по-честному.

Всегда ли спортсмен виновен в подобных случаях? Думаю, не всегда. К примеру, известного футболиста, капитана «Спартака» и сборной России Егора Титова в свое время наверняка кто-то подставил. Сам Егор со всей откровенностью рассказал в своей книге о драматичной ситуации, связанной с его годичным отлучением от любимой игры.

Ну так на то и Министерство спорта России, федерации по видам спорта, антидопинговое ведомство, чтобы в каждом конкретном случае досконально разобраться, на ком шапка горит — на тренере, враче команды, самом спортсмене или ком-то другом.

Может ли спортсмен что-либо принять без ведома тренера?

«Нет, — считает президент Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. — А если да, то это не тренер, а проходимец. Но прошу, не думайте, что я все валю на тренеров и спортсменов. На руководителе федерации лежит не меньшая вина. Моя вина есть. Серьезная. В какой-то момент понимаешь, что человек, доказывающий, что никогда специально не принимал допинг, может врать…»

Показателен ответ Балахничева на вопрос, могла ли Елена Лашманова не знать, что употребляет допинг.

«Это нереально, насколько я понимаю», — считает президент федерации.

Вероятно, во многих случаях так и есть. Надоело слышать от вполне взрослых людей, членов сборных команд страны объяснения типа: «А я не знал…» То подруга посоветовала принять какое-то лекарство при недомогании, то еще кто-то что-то порекомендовал. Примерно так рассуждали и двое лыжников нашей области, входившие в состав сборной страны, в организме которых в свое время были обнаружены запрещенные вещества.

«Считаю, что спортсменов нужно охранять, беречь, заботиться, разбираться с каждым случаем, — заявил министр спорта РФ Виталий Мутко. — Чтобы не случилось, как с нашей чемпионкой мира по плаванию Юлией Ефимовой, которая в Америке пошла в аптеку и что-то купила. Спортсмен такого уровня не имеет права идти и сам что-то покупать! Наша задача сейчас — создать генерацию молодых спортсменов и вести их до самого высокого уровня, не отпускать. Когда на допинге попадаются такие спортсмены, как Ксения Рыжова (чемпионка мира в легкоатлетической эстафете 4х400 метров. — Н. Р.), ну просто слов не хватает. Пора прекратить позорить себя и всю страну. К 2015 году мы должны очиститься полностью и быть уверенными в своих спортсменах. Лучше недобрать лишнюю медаль, чем потом десять лет сидеть и трястись, что у тебя ее заберут».

Очиститься всего за несколько месяцев? Ну-ну… Решать вопросы наскоком — это по-нашему. Но не получится наскоком. Ведь, по словам того же Балахничева, в последние годы допинг опускается все ниже и ниже — вплоть до уровня спортивных школ. На допинге стали ловить совсем юных ребят и девчат. Скорее всего, добавлю от себя, они никогда не слышали от своих тренеров, что побеждать надо в честной борьбе.

Как сказал Мутко, шестеро тренеров дисквалифицированы из-за допинга их подопечных. Спортсмены, попавшиеся на допинге, лишаются государственной поддержки. Однако есть исключения: Елене Лашмановой и Юлии Ефимовой господдержка (за наш с вами счет) будет оказываться и во время двухгодичной дисквалификации, чтобы они могли плодотворно тренироваться, в том числе и за рубежом.

Чем Лена с Юлей лучших других? На мой взгляд, только тем, что, отбыв дисквалификацию, они могут реально претендовать на награды следующей Олимпиады.

Николай РЯЗАНОВ.