Роковое столкновение

Пришло известие с Черного моря от клуба дайверов:

“У нашей международной экспедиции в этом году была задача минимум – подтвердить, что на дне покоится именно минный заградитель “Л-24” – самая крупная потеря подводного флота СССР на Черном море, и закрепить на корпусе лодки мемориальную табличку с именами погибших подводников. Задачей максимум явилось проникновение в подводную лодку и подъем бортового журнала. Впрочем, до начала экспедиции сведения у нас были достаточно скудные – географические координаты и описание болгарских коллег, со слов которых, лодка лежит на ровном киле на глубине порядка 60 метров, без повреждений и с задраенными люками. Итак, нам предстояло идентифицировать лодку и, возможно, попытаться выяснить причину ее гибели”.

Минный заградитель “Л-24” вошел в состав Черноморского флота в самый разгар войны – 12 мая 1942 года. Первые рейсы лодки были транспортными. Она доставляла грузы из Новороссийска в осажденный Севастополь. За четыре рейса было перевезено 2173 тонны боеприпасов, 95 тонн продовольствия и 98 тонн бензина.

Далее в бортовом журнале значатся выходы лодки для постановки минных заграждений. Последняя отметка — 12 декабря 1942 года. Лодка вышла на минную постановку в район мыса Калиакра. На базу она должна была вернуться 1 января 1943 года.

В “Историческом журнале Черномор-ского флота” № 20 есть запись от 2 января 1943 года:

“ПЛ “Л-24” опаздывает с возвращением с позиции № 50 на одни сутки. Связи с подлодкой нет”.

11 января – итоговая запись:

“ПЛ “Л-24” не возвратилась с позиции № 50. Срок возвращения ПЛ по плану истек 01.01.43 г. С 11.01.43 ПЛ “Л-24” считать погибшей при выполнении боевого задания. Причина, время и место гибели ПЛ не установлены. Связи с ПЛ с момента выхода с базы 12.12.42 г. не было”.

В 1988 году экспедицией Института океанологии Болгарии с помощью буксируемого необитаемого подводного аппарата “Релеф-4000” было обнаружено темное пятно, контурами похожее на остов подводной лодки. Аквалангисты подтвердили, что это действительно подводная лодка, удалось даже определить, что это именно минный заградитель “Л-24”.

Из дневника дайверов:

“От первого погружения захватывает дух – подводная лодка действительно кажется абсолютно целой. Ее силуэт выступает черным в мутно-зеленых сумерках у черного моря. За это время корпус сильно оброс мидиями, но очертания перепутать нельзя ни с чем – высокая рубка посажена на длинном сигарообразном корпусе, два орудия, окаймляющие ее, гидролокационная антенна и перископы.

Полное безмолвие и спокойствие. Сложно представить, что там, внутри, находятся тела 57 человек, когда-то мучительно ждавших своей смерти. Вероятно, они погибли не сразу, ведь повреждения на лодке не очень большие.

Все детали затонувшей подлодки совпадают с прижизненными фото “Л-24”. Следующей задачей было открыть люк. О проникновении внутрь лодки сложно было говорить, так как времени оставалось совсем мало.

Люк поначалу не хотел сдаваться. В ход шли молотки, зубила, ломы.

В последний день люк наконец поддался – при помощи лебедки получилось приоткрыть крышку на 45 градусов. Затворный механизм люка изнутри выглядит как новый – он был смазан соляркой. Сквозь поднятую муть видно лестницу, уходящую вниз, и второй люк.

Время, отведенное нам для экспедиции, завершилось. Работа команды принесла свои плоды. Мы не оставляем надежды вскрыть второй, внутренний люк, это, вероятно, будет намного легче, и проникнуть внутрь лодки за бортовым журналом.

А в этот раз в память о погибшем экапаже мы разместили на корпусе лодки мемориальную табличку с именами подводников, служивших на минном заградителе “Л-24”, и венок”.

Никаких подробностей последнего похода минного заградителя “Л-24” никому из исследователей узнать не удалось. Есть версия, что лодка столкнулась с дрейфующей миной, сорванной штормом с минного заграждения. Там, где погибла лодка “Л-24”, минных заграждений не было.

Анна КОЗЛОВА,

Роман ДУНАЕВ.

На подводной лодке “Л-24” погибли
три наших земляка:КАРПОВ Иван Андреевич, 1908 г. р., мичман, старшина группы мотористов. Уроженец г. Горького. Призван на флот 8 октября 1940 года. Проживал с женой в г. Поти.

БЕЛЯЕВ Евгений Степанович, 1921 г. р., краснофлотец, старший электрик. Уроженец п. Гнилицы Автозаводского района г. Горького. Призван Вязовским РВК Сталинградской области.

БАЛАНДИН Виктор Иванович, 1921 г. р., краснофлотец, торпедист. Уроженец с. Подболотье Рязанской области. Призван Сталинским ОВК г. Горького. Мать, Екатерина Васильевна Баландина, проживала в г. Горьком на ул Челюскинцев, д. 4, кв. 3.