Роковое столкновение
Пришло известие с Черного моря от клуба дайверов:
“У нашей международной экспедиции в этом году была задача минимум – подтвердить, что на дне покоится именно минный заградитель “Л-24” – самая крупная потеря подводного флота СССР на Черном море, и закрепить на корпусе лодки мемориальную табличку с именами погибших подводников. Задачей максимум явилось проникновение в подводную лодку и подъем бортового журнала. Впрочем, до начала экспедиции сведения у нас были достаточно скудные – географические координаты и описание болгарских коллег, со слов которых, лодка лежит на ровном киле на глубине порядка 60 метров, без повреждений и с задраенными люками. Итак, нам предстояло идентифицировать лодку и, возможно, попытаться выяснить причину ее гибели”.
Минный заградитель “Л-24” вошел в состав Черноморского флота в самый разгар войны – 12 мая 1942 года. Первые рейсы лодки были транспортными. Она доставляла грузы из Новороссийска в осажденный Севастополь. За четыре рейса было перевезено 2173 тонны боеприпасов, 95 тонн продовольствия и 98 тонн бензина.
Далее в бортовом журнале значатся выходы лодки для постановки минных заграждений. Последняя отметка — 12 декабря 1942 года. Лодка вышла на минную постановку в район мыса Калиакра. На базу она должна была вернуться 1 января 1943 года.
В “Историческом журнале Черномор-ского флота” № 20 есть запись от 2 января 1943 года:
“ПЛ “Л-24” опаздывает с возвращением с позиции № 50 на одни сутки. Связи с подлодкой нет”.
11 января – итоговая запись:
“ПЛ “Л-24” не возвратилась с позиции № 50. Срок возвращения ПЛ по плану истек 01.01.43 г. С 11.01.43 ПЛ “Л-24” считать погибшей при выполнении боевого задания. Причина, время и место гибели ПЛ не установлены. Связи с ПЛ с момента выхода с базы 12.12.42 г. не было”.
В 1988 году экспедицией Института океанологии Болгарии с помощью буксируемого необитаемого подводного аппарата “Релеф-4000” было обнаружено темное пятно, контурами похожее на остов подводной лодки. Аквалангисты подтвердили, что это действительно подводная лодка, удалось даже определить, что это именно минный заградитель “Л-24”.
Из дневника дайверов:
“От первого погружения захватывает дух – подводная лодка действительно кажется абсолютно целой. Ее силуэт выступает черным в мутно-зеленых сумерках у черного моря. За это время корпус сильно оброс мидиями, но очертания перепутать нельзя ни с чем – высокая рубка посажена на длинном сигарообразном корпусе, два орудия, окаймляющие ее, гидролокационная антенна и перископы.
Полное безмолвие и спокойствие. Сложно представить, что там, внутри, находятся тела 57 человек, когда-то мучительно ждавших своей смерти. Вероятно, они погибли не сразу, ведь повреждения на лодке не очень большие.
Все детали затонувшей подлодки совпадают с прижизненными фото “Л-24”. Следующей задачей было открыть люк. О проникновении внутрь лодки сложно было говорить, так как времени оставалось совсем мало.
Люк поначалу не хотел сдаваться. В ход шли молотки, зубила, ломы.
В последний день люк наконец поддался – при помощи лебедки получилось приоткрыть крышку на 45 градусов. Затворный механизм люка изнутри выглядит как новый – он был смазан соляркой. Сквозь поднятую муть видно лестницу, уходящую вниз, и второй люк.
Время, отведенное нам для экспедиции, завершилось. Работа команды принесла свои плоды. Мы не оставляем надежды вскрыть второй, внутренний люк, это, вероятно, будет намного легче, и проникнуть внутрь лодки за бортовым журналом.
А в этот раз в память о погибшем экапаже мы разместили на корпусе лодки мемориальную табличку с именами подводников, служивших на минном заградителе “Л-24”, и венок”.
Никаких подробностей последнего похода минного заградителя “Л-24” никому из исследователей узнать не удалось. Есть версия, что лодка столкнулась с дрейфующей миной, сорванной штормом с минного заграждения. Там, где погибла лодка “Л-24”, минных заграждений не было.
Анна КОЗЛОВА,
Роман ДУНАЕВ.