Posted in Благовест
10.07.2014

Ширпотребу памятники не ставят

Сегодня у нас есть необычный повод для неторопливого, но интересного разговора. На днях в селе Казакове, которое находится в Вачском районе, открыли памятник… подстаканнику.Вот те на, скажете вы, герой выискался! Многие  и знать не знают, что такое подстаканник. И чай-то мы уже давно кружками пьем, а не стаканами. А подстаканник  — предмет уходящей чайной традиции, и вспомнить о нем нам просто необходимо. Кстати, вернуть его в наш семейный обиход можно запросто. Подстаканники и сегодня производят на том же Казаковском заводе, да и в антикварных магазинах его найти можно.

По техническим причинамПервое знакомство с подстаканником состоялось у каждого из нас в вагоне поезда дальнего следования. Согласитесь, раньше как-то по-особому заваривали чай. Да что по-особому, не было тогда в обиходе нынешних пакетиков-утопленников, и чай заваривали в чайниках. Он всегда был крепким, на взгляд приятно коричневым и прозрачным.

Поезд мчался через ведомые ему дали, а мы расслабленно лежали на топчанчиках посреди дня и слушали, как позвякивает ложечка о край тонкого стакана. Музыка дороги… Блаженнее времени не сыщешь: и ничего не делаешь, и в то же время едешь, да еще и чаек попиваешь.

Вспомнили эти времена? Тогда и о подстаканнике вспомнили, в котором чай подавали.

А вам не приходило в голову, почему подстаканник прижился именно на железной дороге?

Объяснение этому простое – по техническим причинам. Дно у подстаканников всегда было утяжеленное и широкое. На столе они стояли устойчиво и надежно. Вот и весь секрет.

Так что благодаря железной дороге подстаканник уцелел. Правда, мы часть истории исключаем и не знаем того, что подстаканники на железной дороге появились благодаря директору департамента железнодорожных дел министерства финансов и министра путей сообщения Россий-ской империи С. Ю. Витте, который привнес в поезда домашний комфорт и уют.

Лучший подарокВ старину по чайному этикету предписывалось женщинам пить чай из чашек, а мужчинам из стаканов. Гостивший в России Александр Дюма в своем «Кулинарном словаре» отметил:

«Мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

Об удобствах чаепития он ничего не сказал, а попробуйте-ка попить чай из обжигающего руки стакана. Мужички начали было разливать чай в блюдца, но видом своим и прихлебываниями стали они походить на купчих дородных с живописных картин Кустодиева. Не дело это. И тут вспомнили о подстаканниках. Они пришлись ко двору, вернее, к столу: и этикет соблюден, и чаек пить удобно.

Не сказать, что это было новое изобретение. Нечто такое появлялось, об этом мы еще поговорим.

Подстаканник в XIX веке стал популярнейшим мужским предметом, наравне с серебряным портсигаром или массивной коробочкой очечника. Антиквары говорят, что и сейчас попадаются подстаканники с дарственными надписями: «…за усердный труд», «…любимому педагогу», «…юбиляру». Так что, отправляясь к мужчине на день рождения, о подарке долго не задумывались, только пошуршав в кармане денежкой, прикидывали, какой подстаканник выбрать, – серебряный или позолоченный.

Фальшь с экрана Говорят, что век подстаканников прошел, и стали они лишь достоянием коллекционеров. Допустим, что это так. Мы даже готовы познакомить вас с одним из собирателей подстаканников Борисом Константиновичем Кармаевым. Надо сказать, что взялся он за неприподъемное, но чрезвычайно интересное дело. Ему предстоит собрать тысячи подстаканников.

Каждый раз, встречаясь с ним на выставках, выслушиваешь очередную порцию историй об этих предметах. Вот, к примеру…

Показывали как-то по телевизору очередной сериал из старой жизни. Чопорные дамы, статные офицеры при эполетах и орденах… Сцена чаепития. Все идет, как положено по этикету. Но вот досада, офицер поднимает подстаканник, а он без донышка. Стакан в нем дер-жится на донном ободке, как в наших сегодняшних подстаканниках. Для других, может, это и мелочь, а наш собиратель дальше сериал смотреть не стал – фальшивка.

«В чем дело?» — возмутился бы режиссер. А дело в том, что надо было найти хорошего консультанта, который указал бы, что в дореволюционные времена подстаканники были с донцем. Тогда они были двойного назначения: из них пили горячий пунш. Высота подстаканника ограничивала дозу спиртного напитка.

Пропаганда и агитацияКак вы уже догадываетесь, подстаканники у нас исчезли вместе со старорежимной жизнью. После 1917 года производство подстаканников прекратилось. Но пить чай из горячих стаканов не стало легче. Ожидался удобный случай, и он подвернулся – НЭП, возвращение кусочка старой жизни. Подстаканники на стол! И частные артели взялись за их производство. Даже секретный завод в Кольчугине Владимирской области, штамповавший гильзы для артиллерийских снарядов, взялся за подстаканники, которые сразу же принесли 30  процентов прибыли.

Неполитизированный старорежимный народ видел на подстаканниках легкомысленные украшения: сцены охоты, летящие тройки, литые серебряные завитушки и цветочки. В новой жизни все было по-другому, и подстаканник стал средством агитпропа, то есть агитации и пропаганды.

Конечно, даже в купейных вагонах поездов дальнего следования подстаканники были в основном штампованными. Их не жалко было, если кто и прихватит в качестве памяти о дальней дороге. Пусть себе рассматривает вытесненные на металле ракеты, спутники, номера партийных съездов, города-герои, портреты писателей.

В это же самое время в вагонах СВ можно было видеть безыдейные подстаканники. Их-то в основном и поставляли казаков-ские умельцы. Но тут восхищение было особого рода – той ажурной филигранью, которой они в совершенстве владели. Не вписывались как-то достижения прогресса в старую технику работы с металлом. Конечно, и казаковские мастера старались идти в ногу со временем, но, когда они отставали, получалось лучше: изящнее и красивее.

Замученные агитпропом, мы уже не воспринимали идейную штамповку. Об этом говорит один забавный момент из биографии подстаканника.

В 1980 году, когда в Москве проходили Олимпийские игры, было заказано 10 тысяч подстаканников с символикой Олимпиады и олимпийским мишкой. Но в СССР этот предмет чайного стола популярностью пользоваться не стал. Зато на Запад, где подстаканник и не знали вовсе, сувенир ушел «влет». Теперь наши коллекционеры горюют – достать их почти невозможно.

Красоту надо хранитьПоказательны 30-е годы прошлого века. Подстаканники появились в кабинетах директоров заводов, секретарей райкомов единственной тогда партии и даже в столовых общепита. Конечно, советская номенклатура выбирала подстаканники попроще, не кичилась богатством, и все же алюминиевые штампованные подстаканники заводить было стыдно. Вот тут и пригодилось сельцо Казаково под Вачей, куда в это время перекочевали мастера-ювелиры из села Красного, что стоит на Волге. Организовали они свою артель, и, по признанию старых мастеров, подстаканники их выручили.

Заказы были тысячными. Мастера решили не брать простотой: красота есть красота, и ее надо хранить. Не отступили они от своего филигранного искусства, и теперь казаковский подстаканник среди других первым слывет. Его и знатным гостям подарить с гордостью можно. А таких у казаковцев длинный список наберется, в котором и Маргарет Тэтчер, и Кондолиза Райс, и Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской. Это только навскидку припомнились имена. В  том списке политики есть, спортсмены, космонавты, артисты…

В СССР насчитывалось около 30 предприятий, где выпускались подстаканники. Но только в Казакове поставили памятник этому предмету чайного стола.

Здесь каждый подстаканник — ручная работа мастера. В этом все и дело.

Может быть, мы зря столько времени разговору о подстаканнике отвели. Не велик ведь предмет. Но знатен, согласитесь! Кого-нибудь наш разговор и зацепит. Кому-то уже подумалось: а не попить ли чайку из стакана да с подстаканничком, не вспомнить ли былые времена? А что их вспоминать: чаек, он вне времени. И упрощать чайную церемонию не стоит. Красоту надо хранить!

Вячеслав ФЕДОРОВ.