Posted in Семья
11.03.2014

Причина может быть в родителях

На вопрос отвечает врач-психиатр, психотерапевт областного консультативно-диагностического центра по охране психиче-ского здоровья детей и подростков Юлия ГЛАЗОВА:

– Вы не одиноки в своей проблеме. Одной из частых причин обращения к специалистам нашего центра является нежелание ребенка учиться.

В этой связи неуспешность ребенка в школе – некий экзамен для всей семьи. Родители воспринимают ее как свою собственную, тем самым не помогая, а усугубляя стыд и вину ребенка.

Это четко звучит и при обращении к специалисту: “Мы съехали по учебе… Мы не хотим делать уроки”. Постепенно проблема уроков становится доминантой в детско-родительских отношениях, за которой родитель не может разглядеть самого ребенка. Все общение сводится к критике неуспешности в школе, обсуждению домашних заданий, их приготовлению, постепенно ребенок сталкивается с тем, что его не будут любить, если… (если ты не выучишь уроки, не получишь хорошую отметку…).

Либо ребенок отрабатывает для родителей их конфликт. Например, папа говорит маме: “Избаловала – теперь занимайся, посмотрю, что из этого получится!” Как в такой ситуации быть ребенку, который любит и папу, и маму? С одной стороны, он хочет быть хорошим для мамы (учится хорошо) – тогда проигрывает папа, с другой – подыгрывать папе (учиться плохо), тогда проигрывает мама. В результате ребенок вообще отказывается учить уроки. В таких ситуациях необходимо разбираться во взаимоотношениях родителей.

Причины отказа обучаться, нежелание посещать школьные занятия можно разделить на несколько групп:

1. Органические заболевания и расстройства, при которых ребенок неспособен усваивать школьную программу и нуждается в выборе облегченной программы, индивидуального подхода и т. д. (рекомендации дает психолого-медико-педагогиче-ская комиссия, на которую направляет психиатр). Симптомы данных расстройств становятся заметными уже в
1-2-м классах.

2. Психические заболевания с нарастающей апатией чаще стартуют в подростковом возрасте, когда, кроме жалоб на нежелание учиться, появляются странности в поведении, необычность, вычурность интересов, чрезмерная увлеченность какой-то узкой темой.

3. Конфликтные ситуации в школе (строгий учитель, место изгоя в классе) могут привести к возникновению невротических реакций. Здесь необходима психотерапевтическая помощь, формирование адекватной самооценки, анализ школьной ситуации.

4. Деструктивная семья (зависимости родителей: алкогольная, наркотическая), грубое обращение, отстраненность от ребенка, эмоциональная холодность, когда ребенок своим поведением либо протестует, либо пытается достучаться до родителей.

5. Проблемы семей высокого уровня достатка, когда ребенку не к чему стремиться – у него и так все есть по первому требованию.

В любом случае необходимы консультация квалифицированного специалиста, точная диагностика, комплексный подход к лечению, охватывающий и биологический (лекарства), и психологический (индивидуальная и групповая психотерапия), и социальный (семья, школьная среда и т. д.) аспекты.