Posted in Благовест
27.02.2014

А ваш ребенок знает, что такое книга?

Слово доценту кафедры журналистики Нижегородского государственного университета, кандидату филологических наук Елене Юрьевне Гордеевой.

— Несколько лет в научном плане я занимаюсь исключительно культурой чтения. Однажды попалось любопытное, но очень тревожное интервью с президентом Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяной Дмитриевной Жуковой. Она говорила о том, что, согласно международному исследованию, наши 15-летние школьники по качеству чтения занимают сороковое место в мире. По сути, идет формирование функциональной неграмотности, которая приравнена к рискам XXI века.

Сегодня во многих семьях книг просто не читают, и уже около 40 процентов российских семей не имеют книг. Были утрачены многие традиции, и в том числе традиция семейного чтения, когда близкие люди собираются вместе и читают вслух, обсуждают, сопереживают героям произведения.

Многие сегодняшние молодые мамы — это поколение 1990‑х годов, когда ни обществу, ни школе, ни семье, по сути, до них не было дела — приходилось решать другие проблемы. С ними мало разговаривали, мало читали вместе. В результате сейчас молодые родители так же общаются и со своими детьми.

Все начинается с семьи, в школе вкус к чтению привить уже достаточно сложно. В наше время при наличии электронных средств дети начинают как-то воспринимать текст очень рано, они запросто нажимают на кнопки гаджетов, знают, что такое компьютер. А знают ли они, что такое книга? На раннем этапе освоения мира дайте ребенку бумажную книгу, пусть он научится осязать ее, ощутит типографский запах, рассмотрит иллюстрации. Когда он станет взрослым, сам решит, что ему читать: традиционные носители или электронные.

К сожалению, у нас утеряна культура правильного чтения. А читать правильно — значит уметь вчитываться в текст. Когда я общаюсь со студентами, которые неуспешно сдали сессию, понимаю: часто проблема заключается в том, что родители, учителя в школе не научили их читать медленно, вдумчиво, понимать, какой смысл стоит за этим текстом. Они не умеют работать с книгой. Мы забываем о том, что любой текст — это сложный организм, что там возможна полисемия (многозначность), могут быть заложены различные смыслы.

Неуспех по истории зарубежной, русской литературы у студентов зачастую связан с тем, что они не справляются с объемом, который им задают. И не потому, что это интеллектуально или физически сложно, а потому, что не приучены брать текст и прочитывать его от начала и до конца. Я не говорю о том, что иногда они читают книги в кратком пересказе — это убивает всю идею обучения на гуманитарном факультете.

Хотя я, конечно, не могу сказать, что в наше время люди стали меньше читать. Есть те, для кого культ книги и знания остается приоритетом. Когда захожу в книжный магазин, который находится недалеко от нашего факультета, с радостью встречаю наших преподавателей и студентов. Книжные магазины не пустуют. Но, наверное, если мы придем в обычную школу, скорее всего увидим, что, в отличие, например, от советского времени, быть умным, начитанным там немодно.

В советское время страна была огромной, потом она разделилась на пятнадцать информационных пространств. Тиражи, которые были тогда и которые сейчас, сравнивать некорректно. Взять хотя бы литературный журнал «Знамя». В конце «перестройки», начале 1990‑х годов, он имел тираж 1 млн экземпляров, сейчас – 4 тысячи. Но время тогда было другое: распечатывались спецхраны, начали публиковаться многие запрещенные ранее произведения Булгакова, Солженицына, Замятина. Людям это действительно было интересно, поэтому читали.

С другой стороны, в то же время тиражи многих изданий при руководящей функции Коммунистической партии в Советском Союзе были завышены. Коммунисты должны были подписываться на какое-нибудь парийное издание, это не значит, что все прочитывалось: школьники хорошо выполняли планы по сдаче мукулатуры. Всегда рассказываю студентам, что, когда я сама училась в вузе, купить книги было не так-то просто. Если удавалось подписаться на журнал, где печатали зарубежную литературу, его передавали из рук в руки.

Сейчас мы наблюдаем, что Интернет и телевидение вытесняют книги. За нас все делает техника. И все равно мы очень устаем, потому что многие целый день сидят перед экраном компьютера, перескакивая с сайта на сайт. Потом едут домой и, вместо того чтобы смотреть в окно, глядят в свой смартфон, где все мельтешит и мелькает. На мой взгляд, современные технологии очень изнуряют. К концу рабочего дня у нас часто нет душевных сил взять книгу потому, что обращение к ней требует особого настроя. С телевизором легче. Садишься на диван, берешь пульт и начинаешь переключать с канала на канал. Мы выработали в себе клиповое мышление. В этом есть определенный риск — книга учит человека сосредотачиваться на чем-то одном, в том числе и на решении какой-то профессиональной задачи, а новейшие технологии нет. Я не против телевидения и Интернета, но не стоит забывать, что человеческое восприятие должно быть многоканальным.

Книга — источник занания, посредник в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Она учит образному мышлению, развивает интуицию, помогает держать себя в хорошей интеллектуальной форме. Через книги мы постигаем мудрость веков, видим картину жизни. Большая проблема нашего мира в том, что мы постоянно сталкиваемся с вопиющей некомпетентностью, непрофессионализмом на самых разных уровнях. Происходит это потому, что знаний в свое время недобрали.
А где их брать? Из книг.

Подготовила
Анастасия СЕРГЕЕВА.